Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Проектирование и ввод в эксплуатацию оросительной системы
 История полиции в России
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Как выбрать высшее учебное...
 Казино Вулкан (Vulkan) - это бренд, который является...
 Дипломы для ВУЗа - покупать, или...
 Попробуйте поиграть в разные онлайн слоты в казино...
 Сила разума: свободный университет сделает Японию...
 Вулкан Вип — играйте в казино...
 Управление бонусами казино Адмирал в ваших...
 Студентам на заметку. Тебя уволили: руководство к...
 Где оптовая продажа стеклобанок...
 Знаю, значит...
 Направления Государственной политики туризма и...
 Недорогая гостиница г....
 Слова, которых стоит...
 Игровая система "Лотерея" для...
 Колин - Институт политических и общественных наук в...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Банковское дело, финансы и кредит

курсовая работа

Роль процентной политики ЦБ РФ и формирование фонда обязательных резервов, их влияние на денежно-кредитное регулирование



СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ПРОЦЕНТНАЯ ПОЛИТИКА ЦБ 5 2. ВЕДЕНИЕ ПРОЦЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦБ РФ 13 3. ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ 20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35 ПРИЛОЖЕНИЕ 37 введение
Ключевым элементом финансово-кредитной системы любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающий проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Соответственно без овладения методами деятельности центральных банков, инструментами денежно-кредитной политики не может быть и речи об эффективной рыночной экономике.
Первые центральные банки возникли 300 лет назад (Шведский Риксбанк в 1668 г.), но повсеместное распространение и современное значение они приобрели только в последние десятилетия. Характерно, что международная финансовая конференция в Брюсселе еще в 1920 г. отмечала, что "в странах, где не существует центрального эмиссионного банка, его следует создать". Там же подчеркивалось: "Банки и особенно эмиссионный банк нужно освободить от политического давления, они должны управляться на принципах разумных финансов"1. Таким образом, вопрос независимости центрального банка не надуман и нужен как гарантия эффективности его деятельности.
Исторически центральные банки обычно образовывались как акционерные компании, наделенные особыми полномочиями. Термин "центральный банк" подразумевал самый крупный банк, находящийся в самом центре банковской системы. Затем они постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенном этапе власти их национализировали (акционерный статус при этом может сохраняться, например Банк Италии или Национальный банк Австрии).
В большинстве случаев капитал центрального банка полностью принадлежит государству, но акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые институты. Центральные банки по сравнению с коммерческими банками стали скромными по масштабам капиталов, операций и балансов, их функции и методы воздействия на банковскую систему модифицировались. Вместе с тем их сущность в принципе осталась неизменной и заключается в посредничестве между государством и остальной экономикой, регулировании кредитных потоков.
Чаще всего центральный банк подотчетен непосредственно парламенту или, образованной последним, специальной банковской комиссии. Управляющий центрального банка не входит в правительство, и его назначение не совпадает по срокам с формированием нового кабинета. Назначение может делаться монархом, президентом, парламентом, но правительство, опирающееся на парламентское большинство, обычно может провести свою кандидатуру (часто оно ее официально предлагает). Высшее руководство центрального банка может быть не ограничено в сроке пребывания в должности (Дания, Финляндия, Норвегия) или назначаться на длительный срок, например на 7 лет - в Ирландии, Австралии, Канаде, Нидерландах, 8 лет - в ФРГ.
Существенная степень независимости центрального банка обусловлена его задачами, которые в любой стране обычно определяются как поддержание денежно-кредитной и валютной стабильности в целях обеспечения антиинфляционного экономического роста. Понятно, что правительство озабочено, прежде всего, краткосрочными и среднесрочными целями, приближением очередных выборов, и это может вступать в противоречие с долговременными интересами всего государства. Относительно независимый центральный банк в такой ситуации должен выступать своеобразным противовесом.
Принципиальное значение имеет четкое разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможности правительства пользоваться средствами центрального банка. Во многих странах прямое кредитование правительства практически отсутствует (США, Канада, Япония, Великобритания, Швеция, Швейцария) или законодательно ограничено (ФРГ, Франция, Нидерланды). В законе об Австрийском Национальном банке записано, что органы власти могут занимать у центрального банка только под стопроцентное обеспечение золотом и иностранной валютой. Единственное исключение сделано для учета краткосрочных казначейских сертификатов для помощи правительству в управлении наличными ресурсами, причем только по особой просьбе, министра финансов и в пределах 5% доходов бюджета от налогов.
Относительно высокий удельный вес государственных ценных бумаг в балансе центрального банка не означает первичное участие центрального банка в государственном долге, так как облигации покупаются и продаются в основном в ходе проведения денежно-кредитной политики. Например, в Великобритании с 1981 г. упор сделан на использование в операциях Банка Англии коммерческих векселей, и они стали основой обеспечения банкнотной эмиссии.
Госдолг может находиться в руках центрального банка финансово-кредитной системы, частного сектора (компаний и предприятий), населения. Центральный банк не играет в этом решающую роль, так как не имеет соответствующих средств, иначе эмиссия будет носить инфляционный характер, его заимствования будут равны по эффекту увеличению госдолга. Правительство заинтересовано в таком размещении госдолга, чтобы не воздействовать негативно на ликвидность банковской системы, не лишать частный сектор заемных ресурсов (эффект вытеснения), не повышать процентных ставок. С другой стороны, опосредованно ликвидность экономики в целом все равно изменяется, и чрезмерные заимствования могут вызвать структурные дисбалансы. При узости национального рынка капиталов или в тактических целях заимствования могут производиться за границей.
Функции центрального банка в экономической литературе на протяжении многих десятилетий формулируются почти неизменно. Их список включает монополию денежной эмиссии, функции банка правительства (прежде всего исполнение бюджета и управление госдолгом) и банка банков (расчетный центр, кредитор последней инстанции), роль проводника официальной денежно-кредитной и валютной политики, органа надзора за банками и финансовыми рынками. В определенной мере все это сохраняет свое значение.
Вместе с тем значение функций эмиссионной монополии и расчетного центра существенно снизилось в связи с модификацией денежного обращения и внедрением электронных расчетных систем. Банковский надзор нередко возложен на специальные органы, а не на центральный банк. Ключевая задача теперь лежит в области денежно-кредитной политики, причем новое понимание экономических процессов закономерно обусловливает ориентацию на стабилизацию во все более тесной увязке с общей экономической политикой.2
1. процентная политика цб
Регулирование кредитно-финансовых процессов на внутристрановом уровне решает двуединую задачу - осуществление широкого макроэкономического воздействия на народное хозяйство, сочетаемого с возможностью оперативной корректировки проводимых мероприятий.
На рынке ссудных капиталов государство выступает кредитором и заемщиком, может устанавливать общие правила функционирования рынка и контролировать их выполнение, проводит (в соответствии с общеэкономическим курсом правительства) официальную денежно-кредитную политику и т.д. Влиянием государства обусловливаются основные тенденции развития рынка.
Прямое государственное воздействие на рынок ссудных капиталов осуществляется двояко: с использованием административных, нормотворческих мероприятий или экономическими средствами, прежде всего за счет использования возможностей государственного бюджета. Ведущими регулирующими институтами в данном случае являются законодательные (парламенты) и исполнительные (прежде всего различные министерства: финансов, торговли и промышленности и т.д.).
Так называемый разумный надзор связан, прежде всего, с принятием законодательных актов, касающихся деятельности банков, эмиссии ценных бумаг и торговли ими, о фондовой бирже и т.д., вплоть до установления форм отчетности и операционных стандартов.
Особый вид государственного вмешательства в функционирование кредитной системы - регулирование процентных ставок, осуществляемое через посредство центрального банка страны путем фиксирования специальной ставки по учету коммерческих векселей, обычно акцептованных первоклассными банками, или установление минимальных ставок по ссудам этого банка, выступившего в данном случае как кредитор последней инстанции.
Манипулирование процентными ставками во многих странах является важнейшим инструментом контроля над денежной массой. Рост процентных ставок, удорожание кредита, например, побуждают сокращать кассовые остатки, снижают объем заимствований (хотя бы в виде тенденции); соответственно сокращается потребность в платежных средствах и в то же время создается дополнительный стимул ускорения оборота денег. Центральный банк, исходя из нужд денежной политики, предпринимает соответствующие шаги в области процентных ставок, прежде всего по краткосрочным заимствованиям. В Великобритании, например, это происходит путем интервенций Банка Англии на дисконтном рынке для скупки (продажи) коммерческих векселей; направление трансакций и их объемы предварительно прогнозируются; оповещение о принятых решениях происходит ежедневно. Скупка векселей осуществляется в случае предполагаемого дефицита банковской системы, продажа - при прогнозируемом положительном сальдо финансовых потоков государственного и частного секторов. Аналогичные операции с государственными ценными бумагами в целях воздействия на уровень резервов банков (наличности и депозитов в ФРС) осуществляет федеральная резервная система в США. В ряде случаев применяются рестрикционно высокие ставки (для их введения проводится предварительное сокращение денежной массы), систематический рост которых отрицательно сказывается на эффективности операций коммерческих банков, работающих при "почти отрицательной марже", но помогает избежать перекредитования, особенно в условиях перенасыщения экономики банковскими институтами.3
Следует отметить, что применяемая в течение длительного времени политика высоких процентных ставок может создать определенные затруднения в развитии торговли, не оказав при этом стабилизирующего воздействия на инфляционные процессы.
Как один из вариантов прямого официального вмешательства в деятельность банковской системы в ряде стран используются методы политики переучетного контингентирования (лимитирование объемов переучета векселей кредитных институтов центральным банком в целях регулирования состояния ликвидности и кредитного потенциала банков).
Выбор финансовыми властями основных ориентиров при регулировании рынка ссудных капиталов в значительной степени обусловлен приоритетом конечных макроэкономических целей государственно-монополистического регулирования. Контроль над процентными ставками в большей степени необходим, когда ставится задача ускорить экономический рост, увеличить занятость и т.д. Сдерживание роста денежной массы - первоочередная цель, когда приоритет отдается борьбе с инфляцией. Однако сами ориентиры, применяемые при контроле над денежной массой (агрегаты М1, М2, МЗ в США, например), включают в себя, помимо наличных денег, и кредитную составляющую, отражающую состояние срочных депозитов и др. С учетом этого фактора и имея в виду, что кредитная система остается основным рычагом проведения официальной политики регулирования количества денег в обращении, вполне объяснимым оказывается парадокс, когда смещение акцентов в регулирующей деятельности государства, в сторону контроля над ростом денежной массы, сопровождается одновременным усилением воздействия кредитной политики на динамику процентных ставок.
Ряд правительственных мероприятий нацелен на управление потоками ссудного капитала, направляемого банковскими институтами за рубеж. Они сводятся в основном к введению определенных лимитов на экспорт капитала в регионы рискованного инвестирования (развивающиеся страны в некоторой их части; ныне к ним добавились страны бывшего социалистического содружества) в виде ограничений по некоторым позициям, как для избежания банковской незащищенности, так и в целях обеспечения добросовестной конкуренции. В Великобритании, например, открытая позиция в иностранных валютах, превышающая 10% капитала банка, подлежит докладу Банку Англии. В ФРГ разрыв между активными и пассивными операциями в иностранных валютах и драгоценных металлах не должен превышать 30% собственного капитала кредитного учреждения. Вариантом такого рода регулирования может быть государственное страхование рискокапитала, а также введение/снятие ограничений на провизии под долги (главным образом безнадежные) упомянутых государств.
Подлежит регулированию и общий объем кредита. Например, постановлением Федерального бюро надзора за кредитными учреждениями при министерстве экономики (ФРГ) от 16 января 1980 г. установлено соотношение между размерами собственного капитала банков и общей суммой ликвидности. Кредиты и участия банков согласно этому документу не должны превышать их собственный капитал более чем в 18 раз.
В некоторых странах имеют место препятствия на пути развития вторичного рынка ссудных капиталов, прежде всего конверсии долговых обязательств в ценные бумаги, которая, как считают некоторые финансисты, стимулирует инфляционные процессы.
Коль скоро объектом официальных регулирующих мероприятий является не только рынок ссудных капиталов, взятый в целом, но и отдельные кредитно-финансовые институты, государство использует целый ряд инструментов воздействия на последние. Уполномоченные государственные органы осуществляют их ревизии, изучают качество банковских активов, определяют степень надежности того или иного банка (банк при этом несет юридическую ответственность за качество предоставляемой информации); в случае необходимости государство использует специальные меры (как программные, так и непрограммного характера) для стабилизации положения отдельных кредитных учреждений (официальные гарантии платежеспособности, финансовая поддержка и т.п.).
Государственному контролю могут подлежать структура собственности кредитно-финансовых институтов и масштабы их деятельности.
В ряде стран (например, в Японии) для учреждений кредитной системы существуют холдинговые максимумы - с единичными исключениями, всякий раз индивидуально одобряемыми уполномоченным на то органом исполнительной власти. Вводятся ограничения на открытие новых отделений (филиалов), а для регистрации новых банков - минимальные объемы чистых активов.
Существуют также ограничения антитрестовского характера - центром контролируется участие банков в собственности предприятий производственной сферы, а также степень монополизации самой банковской системы.
В ряде случаев государство стремится осуществлять контроль даже на уровне назначений в составах директоров банков, среди контролеров и менеджеров.
Нормативно контролируются объем и структура ликвидности, причем предусматривается, что банки: 1) должны иметь достаточное количество наличных денег или ликвидных активов, 2) обеспечивать необходимые кассовые средства на перспективу за счет соответствующей временной структуры платежей по обязательствам и 3) поддерживать надлежащий уровень диверсифицированности депозитной базы. В Великобритании, например, Банк Англии уделяет особое внимание структуризации ликвидности по ее качеству в целях обеспечения контроля указанного рода; при этом к первой категории стерлинговых активов относятся первоклассные активы (наличные деньги, казначейские векселя, банковские векселя, переучитываемые Банком Англии, застрахованные онкольные вклады), ко второй - первоклассные ценные бумаги с погашением в течение 1-5 лет, банковские депозитные сертификаты и аналогичные бумаги строительных обществ со сроком до 1 года, а также межбанковские требования сроком до 8 дней. Качество ликвидности должно обеспечивать надежность функционирования банковской системы, а контроль со стороны государства считается гарантом соблюдения требуемого для достижения этой цели состояния активов в соответствии с состоянием рынка и макроэкономической стратегией.4
2. ведение процентной политики цб рф
Центральный банк - основной проводник денежного кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.
Общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. По числу институтов, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через Центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков. Методы этого воздействия:
процентные ставки по операциям Банка России;
нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
операции на открытом рынке;
рефинансирование банков;
валютное регулирование;
установление ориентиров роста денежной массы;
прямые количественные ограничения.
Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.
Могут применяться также выборочные методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита:
а) так называемые "кредитные потолки", то есть прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд;
б) регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, под которой понимается разница между суммой обеспечения и размером выданной ссуды, ставками по депозитам и ставками по кредитам.
Согласно статье 37 Федерального закона о ЦБ Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.
Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.
Повышая или понижая процентные ставки, Центральный банк оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента, отражается на состоянии платежного баланса и валютного курса.
Так, повышение учетной ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам.
В 1997-1998 годах Банк России определил в качестве задачи в области процентной политики постепенное снижение процентных ставок в экономике до уровня, стимулирующего неинфляционный рост спроса на заемные ресурсы. В частности, в 1998 году этот процесс ставился в зависимость от реализации бюджетных проектировок, ограничения объемов и удлинения сроков правительственных заимствований, а также от снижения издержек по их обслуживанию.
Наряду с общей тенденцией снижения процентных ставок отмечалось сближение уровня процента по различным видам операций на денежном рынке. Данным положительным процессам способствовали меры денежно-кредитного регулирования, нацеленные на поддержание инфляции в заданных параметрах, и последовательная процентная политика Банка России, который постепенно в соответствии с ситуацией на денежном рынке снижал процентные ставки по всем видам своих операций (приложение 1).
В то же время с октября 1997 года по август 1998 года процентная политика Банка России испытывала на себе влияние условий, периодически складывавшихся в различных секторах финансового рынка как отражение нескольких волн, в том числе кризиса мировых фондовых и валютных рынков. Приоритетным направлением процентной политики Банка России стало поддержание стабильного курса национальной валюты и недопущение системного банковского кризиса.
С целью защиты внутренней финансовой системы и поддержания рынка рублевых активов Банк России вынужден был корректировать процентные ставки по собственным кредитным и депозитным операциям. Это увеличило амплитуду колебаний процентных ставок, что несколько нарушило формировавшийся уже в 1997 году коридор, образуемый ставками Банка России по собственным операциям.
Банк России сохранял установку на поддержание оптимального с точки зрения целей денежно-кредитной политики соотношения ставок по собственным операциям с рыночными ставками. При этом в отдельные периоды 1997 года и в целом в 1998 году резко возросла подвижность рыночных ставок и, соответственно, оперативность реагирования отдельных инструментов рефинансирования. В частности, с конца 1997 года резко возросла амплитуда колебаний рыночных ставок и доходности по государственным ценным бумагам (приложение 2).
Изменилась и динамика основных рыночных ставок. До октября 1997 года постепенно снижалась доходность ГКО по всем срокам до погашения с 36,1% в декабре 1996 года до 18,2% в октябре 1997 года, но с ноября доходность начала возрастать и достигла 71,1% в июле 1998 года. Среднемесячный показатель доходности ГКО превышал, как правило, стоимость других видов ресурсов, которые банки могли мобилизовать для размещения в ГКО.
Ставки по межбанковским кредитам в рублях по всем срокам, установившиеся с июня по октябрь 1997 года на достаточно устойчивом уровне 15-17%, выросли более чем втрое к августу 1998 года (до 57,1%). В то же время ставки по межбанковским кредитам в долларах США были достаточно стабильными с начала 1997 года до мая 1998 года, когда начался их рост - с 7,2% на 1.06.98 до 8,6% на 1.07.98 (приложение 3).
Процентные ставки по кредитам юридическим и физическим лицам в рублях имели тенденцию к снижению практически до конца 1997 года, а затем эта тенденция сменилась на противоположную. Процентные ставки по кредитам юридическим лицам возросли в июле 1998 года до 44,9%, то есть до уровня первого квартала 1997 года, а ставки по кредитам физическим лицам в июне 1998 года поднялись до 83,3%. Аналогичная ситуация складывалась и на рынке валютных кредитов, но амплитуда колебаний ставок была более резкой, при этом прослеживалось постепенное движение ставок по рублевым и валютным кредитам к сближению.
Среди причин, повлиявших на изменение тенденции рыночных процентных ставок в последнем квартале 1997 года и в 1998 году - рост нестабильности конъюнктуры финансового рынка вследствие внешних факторов (кризис мировых финансовых рынков) и факторов внутренних (проблемы налоговой системы, государственного бюджета и управления государственным долгом). Определенное влияние оказало сжатие рублевой ликвидности финансового сектора и меры оперативного реагирования со стороны Банка России в кризисных ситуациях.
Банк России оперативно принимал решения, менявшие не только уровни ставок, но и их соотношения, изменял режим установления отдельных ставок: он перешел к ежедневному установлению ставок по обеспеченным кредитам "овернайт", по операциям РЕПО, по приему средств банков в депозиты Банка России.
Ставка рефинансирования за указанный период играла роль важного индикатора денежно-кредитной политики, и до мая 1998 года оказывала существенное влияние на уровень депозитных ставок в банках.
Необходимость урегулирования ситуации на финансовом рынке России вызывала потребность во временном ужесточении денежно-кредитной политики и, прежде всего, в корректировке процентной политики. В частности, повышение ставки рефинансирования было произведено в начале февраля 1998 года (с 28 до 42%), в последней декаде мая (с 30 до 50%, а затем до 150%), в конце июня (с 60 до 80%).
Повышение ставки рефинансирования давало возможность объявить рынку ориентиры нового уровня доходности государственных ценных бумаг, что в некоторой степени способствовало снижению давления на валютный рынок. При очевидных признаках улучшения состояния денежного, валютного и фондового рынков Банк России снижал ставку рефинансирования. В истекшем периоде 1998 года Банк России 9 раз пересматривал ставку рефинансирования, в том числе 5 раз в сторону понижения, и с 24 июля 1998 года она составляет 60% годовых.
Наряду с пересмотром ставки рефинансирования изменялись проценты за пользование ломбардным кредитом, кредитом "овернайт", операциями РЕПО и по привлеченным в депозиты в Банке России средствам банков.
При этом ставка рефинансирования в феврале и с мая 1998 года превышала средний уровень практически всех ставок денежного рынка, в том числе и доходности ГКО на вторичном рынке. С января по май 1998 года ставка рефинансирования совпадала со ставками по ломбардным кредитам, которые фактически регулируют цену ресурсов, привлекаемых под залог государственных ценных бумаг банками.
В течение 1997 года постепенно сокращались разрывы между ставкой рефинансирования и ставками денежного рынка, но в 1998 году разрывы увеличились наряду с увеличением амплитуды колебаний ставок.
В течение почти всего 1997 года ставки по операциям РЕПО первой сессии Банка России в большинстве случаев устанавливались на уровне, сравнимом с фактическими ставками межбанковского рынка по 1-дневным кредитам. Таким образом, для первичных дилеров операции РЕПО стали представлять реальную альтернативу межбанковскому кредитному рынку. В то же время ставки по операциям РЕПО, устанавливаемые для второй сессии, были выше уровня рыночных ставок, т. е. носили штрафной характер. Однако в 1998 году разрывы между ставками РЕПО и МБК возросли, и ставки РЕПО стали значительно превышать процентные ставки межбанковского кредитования. Максимума эти разрывы достигли в июле.
С ноября 1997 года в целях регулирования уровня банковских резервов Банк России проводит операции по приему в депозиты средств банков. Ставки по этим операциям отражают изменение спроса на свободные ресурсы и соответствующую динамику рыночных ставок. В 1998 году Банку России, как правило, удавалось удерживать эти ставки ниже рыночного уровня.
В феврале и мае-июне Банку России удавалось в целом решать поставленные задачи по снижению давления на валютный рынок путем повышения стоимости рублевых ресурсов с помощью изменения ставок рефинансирования, по операциям РЕПО, ставок по ломбардным кредитам и приему средств в депозиты, а также изменения режима установления ставок и обращения к аукционной форме ломбардного кредитования. Однако к началу августа операции по ограничению ликвидности банковской системы, в том числе и с помощью резкого увеличения процентных ставок на ресурсы Банка России, имевшие целью стабилизацию курса рубля, обусловили дефицит рублевых средств и резкий рост ставок денежного рынка. Это способствовало практической парализации этого сектора финансового рынка. Процентная политика Банка России не была причиной стремительного роста доходности ГКО, поскольку последнее, в большей степени, определялось неуверенностью участников рынка в выполнении обязательств государства по погашению внутреннего долга, снижением кредитных рейтингов России и ожиданием девальвации рубля.
До конца текущего года Банк России будет следить за динамикой рыночных процентных ставок, и учитывать ее при установлении ставок по своим операциям, в целях повышения эффективности денежно-кредитного регулирования.5
3. формирование фонда обязательных резервов
Согласно статье 38 федерального закона о ЦБ размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Банке России устанавливаются Советом директоров (о порядке формирования фондов обязательных резервов и нормативов обязательных резервов см. приказ ЦБР от 30 марта 1996 г. N 02-77).
Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций.
Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.
При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право взыскать в бесспорном порядке с кредитной организации сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном им размере, но не более двойной ставки рефинансирования.
На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются.
После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций средства обязательных резервов, депонированные кредитной организацией в Банке России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
Существенное воздействие на кредитные ресурсы банков, на их возможности предоставлять ссуды оказывает изменение нормы обязательных резервов. Повышение ее означает, что большая часть банковских средств "заморожена" на счетах Центрального банка и не может использоваться банками. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет к расширению банковских кредитов и денежной массы, к снижению рыночного процента.
Согласно Положению "Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации", утвержденному Приказом Банка России от 30 марта 1996 г. N 02-77 и действующему в редакции Указаний Центрального банка РФ от 18.11.97 N 23-У и 25.02.98 N 175-У, обязательные резервы (резервные требования) представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора.
Обязанность выполнения резервных требований возникает с момента получения лицензии Банка России на право совершения соответствующих банковских операций и является необходимым условием их осуществления. Кредитная организация несет ответственность за соблюдение порядка депонирования обязательных резервов в Банке России. Обязательства кредитной организации перед третьими лицами не являются основанием освобождения от обязанностей по депонированию обязательных резервов в Банке России.
Регулирование размера обязательных резервов, подлежащих депонированию кредитными организациями, производится территориальным учреждением (расчетно-кассовым центром) Банка России по месту нахождения головной кредитной организации в целом по кредитной организации, включая филиалы, находящиеся на территории России.
Если кредитные организации, расположенные на территории РФ, имеют свои филиалы, открытые в установленном порядке за границей (в странах ближнего зарубежья либо на территориях государств дальнего зарубежья), то указанные филиалы самостоятельно депонируют часть привлеченных ими средств в национальном банке того государства, на территории которого открыт филиал, в порядке и по нормативам обязательных резервов, установленным национальным банком соответствующего государства. При этом кредитная организация представляет в территориальное учреждение (расчетно-кассовый центр) Банка России документ, подтверждающий факт депонирования филиалом кредитной организации обязательных резервов со стороны национального банка этого государства, если такое подтверждение представляется национальным банком страны местонахождения филиала.
В этом случае кредитная организация, расположенная на территории РФ, представляет в соответствующее территориальное учреждение Банка России, кроме сводного баланса в целом по кредитной организации, включая все ее филиалы, также баланс без включения в него филиалов, расположенных на территории зарубежных государств.
Если зарубежный филиал кредитной организации - резидента РФ в соответствии с законодательством государства местонахождения филиала не депонирует обязательные резервы в национальном банке этого государства, кредитная организация представляет Расчет регулирования размера обязательных резервов, депонируемых в Банке России, по данным сводного баланса в целом по кредитной организации, включая все ее филиалы (в том числе расположенные на территории зарубежных государств).
Регулирование размера обязательных резервов, подлежащих депонированию, производится всеми кредитными организациями ежемесячно (по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным) путем сверки сумм фактически внесенных средств и подлежащих внесению, исходя из остатков на счетах привлеченных средств и действующих нормативов резервных требований.
Расчет размера средств, подлежащих резервированию на первое число каждого месяца, и другие необходимые документы представляются соответствующему территориальному учреждению (расчетно-кассовому центру) Банка России вместе с балансом в срок, установленный для представления баланса кредитной организации на первое число месяца, следующего за отчетным.
Покрытие обязательных резервов различными видами приносящих доход активов не допускается. На обязательные резервы, депонированные кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются.
Банк России контролирует выполнение кредитными организациями обязательных резервных требований. Территориальное учреждение (расчетно-кассовый центр) Банка России (его уполномоченные подразделения), не реже одного раза в квартал, производит сплошную или выборочную проверку правильности составления кредитной организацией расчета размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Центральном банке РФ, и достоверности представленных в нем сведений, с использованием ежедневных балансов кредитной организации, и других документов и материалов, имеющихся у кредитной организации.
Результаты проведенной проверки, правильности составления расчета оформляются справкой (в случае отсутствия выявленных проверкой нарушений) либо актом (в случае установления проверкой допущенных кредитной организацией нарушений). Справка (акт) о проверке должна быть подписана обеими сторонами (со стороны территориального учреждения (расчетно-кассового центра) Банка России - ответственным за проведение проверки лицом и со стороны кредитной организации - руководителем и главным бухгалтером кредитной организации), и, в течение двух рабочих дней, утверждена руководящим работником территориального учреждения (расчетно-кассового центра) Банка России, уполномоченным на это руководителем территориального учреждения Банка России. Второй экземпляр справки (акта) о проверке, утвержденной в установленном порядке, передается кредитной организации.
Порядок расчета обязательных резервов, депонируемых в Банке России
В состав обязательств кредитной организации включаются средства в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, учитываемые на расчетных, текущих и депозитных счетах, счетах бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов.
Сумма остатков привлеченных средств, используемых при расчете обязательных резервов, рассчитывается по формуле средней хронологической за отчетный период (месяц).
Средняя хронологическая ежедневных балансовых остатков привлеченных за отчетный месяц средств, учитываемых на счетах, участвующих в расчете обязательных резервов, рассчитывается по следующей формуле:
L1/2 + L2 + L3 + ... + Ln/2
Ld = ____________________________, где
(n - 1)
Ld - средние остатки привлеченных средств, используемых при расчете обязательных резервов, за отчетный период (месяц);
L1 - сумма остатков привлеченных средств, используемых при расчете обязательных резервов, на первое число отчетного периода (месяца);
Ln - сумма остатков привлеченных средств, используемых при расчете обязательных резервов, за последний календарный день отчетного периода (на первое число месяца, следующего за отчетным);
n - число календарных дней в расчетном периоде (с первого числа отчетного месяца по первое число месяца, следующего за отчетным, включительно), равное 31.
При расчете обязательных резервов количество дней в месяце условно принимается за 30. В месяцах, имеющих 31 день, остатки привлеченных средств на 31-е число в расчет не принимаются, а в феврале остаток на последнее число месяца повторяется столько раз, сколько дней недостает до 30.
Расчет должен содержать данные об остатках средств в рублях и иностранной валюте в рублевом эквиваленте по каждому счету на каждый календарный день отчетного периода (кроме остатков на 31-е число). При этом сумма средств, подлежащих депонированию по счетам в валюте Российской Федерации, уменьшается на среднюю хронологическую величину наличных денежных средств в российских рублях в кассе кредитной организации. Территориальные учреждения (расчетно-кассовые центры) Банка России, устанавливающие филиалам кредитных организаций минимально допустимые остатки наличных денег в операционной кассе на конец дня, должны сообщать территориальным учреждениям (расчетно-кассовым центрам) Банка России по местонахождению головных офисов кредитных организаций установленные ими размеры минимально допустимых остатков.
Наличные денежные средства в иностранной валюте в операционной кассе кредитной организации не уменьшают сумму обязательных резервов, подлежащую депонированию в Банке России.
При расчете средней хронологической величины фактических остатков наличных денежных средств в кассе кредитной организации количество дней в месяце условно принимается за 30. В месяцах, имеющих 31 день, остатки средств на 31-е число в расчет не принимаются, а в феврале остатки средств на последнее число месяца повторяются столько раз, сколько дней недостает до 30.
В случае, если срок вклада (депозита) по сберегательному (депозитному) сертификату истек и сумма вклада (депозита), удостоверенная сберегательным (депозитным) сертификатом, осталась невостребованной, то со следующего дня после наступления даты востребования вклада (депозита) по сертификату такой сертификат включается в расчет обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России.
Банковские векселя, сроки предъявления к оплате по которым истекли, на следующий день после наступления срока платежа по векселям соответствующими бухгалтерскими проводками переносятся с лицевых счетов по учету срочных обязательств на лицевые счета по учету средств "до востребования и сроком до 30 дней включительно" и включаются в расчет обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России, исходя из норматива, установленного по счетам "до востребования и сроком до 30 дней включительно".
При проведении ежемесячного регулирования размера обязательных резервов кредитной организации, подлежащих депонированию в Банке России, территориальное учреждение (расчетно-кассовый центр) Банка России со своей стороны сверяет данные Расчета с размером фактически зарезервированных средств по соответствующей кредитной организации на дату фактического проведения регулирования по Расчету. При их соответствии требования считаются выполненными кредитной организацией, и ей передается 2-й экземпляр проверенного Расчета.
В случае их несоответствия территориальное учреждение (расчетно-кассовый центр) Банка России в течение двух рабочих дней, не считая дня, установленного для представления Расчета, производит соответствующий перерасчет с кредитной организацией. При этом не позднее первого дня периода, установленного для перерасчета с кредитной организацией, территориальное учреждение (расчетно-кассовый центр) Банка России передает кредитной организации 2-й экземпляр исправленного Расчета, на основании которого кредитная организация не позднее последнего дня периода, установленного для перерасчета с территориальным учреждением (расчетно-кассовым центром) Банка России, обязана представить новое платежное поручение с отметкой "перечисление недовзноса в обязательные резервы" взамен ранее представленного либо платежное поручение на перечисление суммы недовзноса обязательных резервов в дополнение к ранее представленному платежному поручению.
При недовзносе средств кредитная организация производит доперечисление обязательных резервов с корреспондентского счета, открытого в территориальном учреждении (расчетно-кассовом центре) Банка России, на основании платежного поручения с отметкой "перечисление недовзноса в обязательные резервы" (выписанного в соответствии с банковскими правилами) в течение двух рабочих дней после установленного срока представления Расчета. Включение сумм обязательных резервов в сводные платежные поручения запрещается.
В случае перевзноса средств территориальное учреждение (расчетно-кассовый центр) Банка России возвращает на корреспондентский счет кредитной организации излишне внесенную сумму обязательных резервов на основании соответствующего распоряжения не позднее двух рабочих дней после установленного срока представления Расчета.
При реорганизации кредитной организации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании), проводимой в соответствии со ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации, депонированные ранее в Банке России обязательные резервы на корреспондентский счет кредитной организации не возвращаются.
При слиянии/разделении, выделении и преобразовании кредитной организации территориальные учреждения (расчетно-кассовые центры) Банка России производят переоформление ранее депонированных обязательных резервов на вновь образованную кредитную организацию соответствующими внутренними бухгалтерскими проводками, если вновь образованная кредитная организация обслуживается в одном расчетно-кассовом центре Банка России, либо на основании мемориальных ордеров и авизо между расчетно-кассовыми центрами Банка России.
При присоединении одной кредитной организации к другой ранее депонированные обязательные резервы переоформляются на ту кредитную организацию, к которой присоединилась кредитная организация.
Переоформление обязательных резервов на вновь образованную кредитную организацию осуществляется в день поступления в территориальное учреждение Банка России сообщения о государственной регистрации вновь образованной кредитной организации, предоставлении ей лицензии на осуществление банковских операций, а также об исключении из Книги государственной регистрации реорганизованной кредитной организации.
Одновременно с переоформлением ранее депонированных обязательных резервов производится переоформление сумм недовзноса в обязательные резервы, а также сумм начисленных штрафов за нарушение порядка резервирования на вновь образованную кредитную организацию. Если вновь образованная кредитная организация обслуживается в том же расчетно-кассовом центре Банка России, указанное переоформление осуществляется внутренними бухгалтерскими проводками по соответствующим счетам внебалансового учета; если вновь образованная кредитная организация обслуживается в другом расчетно-кассовом центре Банка России, - на основании письма расчетно-кассового центра, подписанного его руководителем и главным бухгалтером, о проводе авизо на сумму обязательных резервов и передачи сумм недовзноса и начисленных штрафов для их отражения по соответствующим внебалансовым счетам в расчетно-кассовом центре Банка России по месту обслуживания вновь образованной кредитной организации.6
Особенности депонирования Сберегательным банком РФ обязательных резервов в Банке России.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" Сберегательный банк Российской Федерации обязан выполнять нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России.
Сберегательный банк Российской Федерации несет ответственность за соблюдение порядка депонирования обязательных резервов в Банке России. Обязательства Сберегательного банка Российской Федерации перед третьими лицами не являются основанием освобождения от обязанностей по депонированию обязательных резервов в Банке России.
Порядок депонирования обязательных резервов Сберегательным банком Российской Федерации осуществляется исключительно на основании Положения ЦБР от 4 ноября 1996 г. № 51 "Об обязательных резервах Сберегательного банка Российской Федерации, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации".
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам Сберегательного банка Российской Федерации, а также порядок их депонирования в Банке России устанавливаются Советом директоров Банка России. Нормативы обязательных резервов устанавливаются Советом директоров Банка России в зависимости от видов привлечения Сберегательным банком Российской Федерации денежных средств и не могут превышать 20 процентов обязательств Сберегательного банка Российской Федерации.
Депонированию Сберегательным банком Российской Федерации в обязательные резервы в Банке России подлежит часть привлеченных денежных средств юридических и физических лиц в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте.
Регулирование размера обязательных резервов, подлежащих депонированию Сберегательным банком Российской Федерации, производится в целом по системе Сберегательного банка Российской Федерации (включая все его территориальные банки) по месту открытия корреспондентского счета головного офиса Сберегательного банка Российской Федерации - Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по г. Москве.
Регулирование размера обязательных резервов производится территориальным учреждением Банка России ежемесячно (по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным) путем сверки сумм фактически внесенных средств и подлежащих внесению исходя из остатков на счетах привлеченных средств по сводному балансу Сберегательного банка Российской Федерации и действующих нормативов обязательных резервов.
Расчет размера средств, подлежащих резервированию на 1-е число каждого месяца, и другие необходимые для этого документы представляются территориальному учреждению Банка России вместе с балансом в срок, установленный для представления сводного баланса Сберегательного банка Российской Федерации на 1-е число месяца, следующего за отчетным.
В тех случаях, когда срок представления Сберегательным банком Российской Федерации бухгалтерского баланса на 1 января отчетного года с заключительными оборотами установлен более ранний, чем срок представления баланса и Расчета регулирования размера обязательных резервов на 1 февраля отчетного года, регулирование размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России, по состоянию на 1 января отчетного года производится территориальным учреждением Банка России дважды на основании Расчетов, составленных:
- по данным баланса без заключительных оборотов;
- по данным баланса с заключительными оборотами.
При этом Сберегательный банк Российской Федерации в срок, установленный ему для представления баланса с заключительными оборотами, одновременно представляет Расчет регулирования размера обязательных резервов и другие необходимые документы. На основании представленного баланса с заключительными оборотами и Расчета регулирования размера обязательных резервов территориальное учреждение Банка России производит перерасчет обязательных резервов Сберегательного банка Российской Федерации в установленном порядке. Не допускается покрытие обязательных резервов различными видами приносящих доход активов. На обязательные резервы, депонированные Сберегательным банком Российской Федерации в Банке России, проценты не начисляются.7
Обязательные резервные требования ЦБ РФ в 1998 г.
В целях оказания помощи кредитным организациям по повышению их ликвидности для выполнения своих обязательств перед клиентами Банком России в августе-сентябре 1998 года принимались решения по снижению и дифференциации нормативов обязательных резервов кредитных организаций, депонируемых в Банке России. С 1 сентября 1998 года были установлены следующие нормативы обязательных резервов:
- для кредитных организаций, у которых удельный вес вложений в государственные ценные бумаги (ГКО-ОФЗ) в работающих активах на 1 августа 1998 года составлял от 40 % и более - в размере 5% вместо ранее действовавшего норматива в размере 10%;
- для кредитных организаций, у которых удельный вес вложений в государственные ценные бумаги (ГКО-ОФЗ) в работающих активах на 1 августа 1998 года составлял от 20 до 40 % - в размере 7,5% вместо ранее действовавшего норматива в размере 10%;
- по Сберегательному банку Российской Федерации - по депозитам юридических лиц в валюте Российской Федерации и юридических и физических лиц в иностранной валюте - в размере 5% вместо 10%, по депозитам физических лиц в валюте Российской Федерации - 5% вместо 7%.
В отношении Сберегательного банка Российской Федерации было принято решение о проведении регулирования обязательных резервов в централизованном порядке по месту открытия корреспондентского счета головного офиса Сберегательного банка Российской Федерации.
Банк России разрешал в августе-сентябре 1998 года проводить внеочередное регулирование размера обязательных резервов кредитных организаций. При этом привлеченные средства в иностранной валюте при расчете обязательных резервов начиная с 17 сентября 1998 года пересчитывались по курсам иностранных валют к рублю Российской Федерации, установленным Банком России на 14 августа 1998 года. Средства, высвобождаемые после внеочередного регулирования обязательных резервов, с согласия кредитных организаций направлялись на завершение многосторонних межбанковских клирингов, проводимых 18 и 25 сентября и 2 октября 1998 года.
В долгосрочном плане Банк России проводил политику, направленную на постепенное сближение нормативов обязательных резервов по привлеченным средствам на счета в рублях и в иностранной валюте для всех банков (приложение 6).
В ноябре 1998 года Банк России принял решение об установлении единого норматива обязательных резервов по привлеченным средствам в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в размере пяти процентов, начиная с регулирования размера обязательных резервов кредитных организаций и Сберегательного банка Российской Федерации на 1 декабря 1998 года, и об отмене временного порядка пересчета привлеченных средств в иностранной валюте, включаемых в расчет регулирования размера обязательных резервов, и введении порядка, при котором привлеченные средства в иностранной валюте принимаются в расчет по официальным текущим курсам иностранных валют к рублю Российской Федерации.
В целях постепенного и плавного перехода кредитных организаций к такому порядку расчета Банк России принял решение о невзыскании недовнесенных сумм обязательных резервов, а также о неприменении на период до конца 1998 года штрафных санкций за допущенный недовзнос к кредитным организациям - участникам многосторонних межбанковских клирингов с использованием права внеочередного регулирования обязательных резервов.
Депозитные операции
В целях оперативного регулирования ликвидности банковской системы, нейтрализации излишней ликвидности и снижения тем самым давления на валютный рынок в 1998 году Банк России активно проводил депозитные операции через систему "Рейтерс-Дилинг".
За истекший с начала года период в депозитных операциях участвовали 59 банков, от которых Банком России привлечено ресурсов на сумму более 180 млрд. рублей. Основными участниками этих операций были банки Московского региона. За период январь - ноябрь 1998 года депозитные ставки варьировались в пределах от 3 до 80% годовых в зависимости от состояния межбанковского рынка и его ликвидности.
Банк России будет и в дальнейшем использовать депозитные операции как инструмент оперативного изъятия ликвидности банковской системы в случае возникновения ее избытка для повышения сбалансированности спроса и предложения в различных секторах финансового рынка.
заключение
Денежно-кредитное регулирование объективно направлено на максимализацию эффективности рынка в интересах отдельных экономических агентов и всего государства. Практическое значение опыта развитых капиталистических государств в условиях перестройки нашей финансово-кредитной системы и всего народного хозяйства трудно переоценить.
Стратегия денежной политики в целом сводится к стандартному набору задач, связанных с поддержанием благоприятных условий роста экономики при обеспечении разумной стабильности цен. В период переживаемой стагфляции денежная политика объективно должна выбирать между ущербом от сдерживания кризисных либо инфляционных процессов с учетом их взаимовлияния. Очевидно, что в этой ситуации оптимум политики должен определяться исходя из соображений максимизации общего результата как результата долгосрочного, с ограничениями, задаваемыми в краткосрочном аспекте задачей сохранения системы.
В связи с этим одним из требований к определению стратегии денежной политики ЦБ РФ является макроэкономическая оценка последствий различных разновидностей "жесткой", "мягкой" и нейтральной денежной политики под углом зрения влияния этой политики на инфляцию и инвестиции и в итоге на состояние товарного рынка. При этом должно по возможности учитываться воздействие и внешних факторов, таких как социально-политическая обстановка, состояние экономической и, в частности, бюджетной политики, внешнеэкономические отношения.
список литературы
Я.А. Гейвандов. Центральный Банк Российской Федерации. - М.: Московский независимый институт международного права, 1997.
Ю.И. Львов. Банки и финансовый рынок. - СПб.: КультИнформПресс, 1995.
Банки и банковские операции. Под ред. Жукова Е.Ф. - М.: ЮНИТИ, 1997.
Банковское дело. Под редакцией Лаврушина О.И.. - М.: РоСТо, 1992.
Усокин В.М.. Современный коммерческий банк: управление и операции. - М.: Все для вас, 1993.
Дж.Ф. Стэнлейк. Экономика для начинающих. - М.: Республика, 1994.
Рид Э., Коттер Р., Гилл Э., Смит Р. Коммерческие банки. - М.: Прогресс, 1983.
Спицын И.О., Спицын Я.О. Маркетинг в банке. - М.: Тарнекс, 1993.
Деньги и кредит №№ 10, 12, 1998 г.; № 1, 1999 г.
Вестник Банка России. №№ 28, 30, 32, 1999 г.
Эксперт. № 16 от 4 декабря 1995 г.
Федеральный закон от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" (с изменениями от 31 июля 1995 г., 4 января 1996 г., 4 марта 1998 г.).
Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ "О банках и банковской деятельности в РСФСР"
Положение ЦБР от 4 ноября 1996 г. № 51 "Об обязательных резервах Сберегательного банка Российской Федерации, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации" с изменениями и дополнениями.
Положение ЦБР от 30 марта 1996 г. № 37 "Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации".
Инструкция Банка России от 30.01.96 № 1 "О порядке регулирования деятельности кредитных организаций" с дополнениями.

приложение
Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4
Показатели ставок межбанковского рынка, рассчитываемые Информационным консорциумом - ЦБ РФ на основе ставок коммерческих банков на период 17-21 мая 1999 г.
ОБЪЯВЛЕННЫЕ СТАВКИ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ КРЕДИТОВ
(MIBID - Moscow InterBank Bid)
(в процентах годовых для рублевых кредитов)
Дата

Срок кредита 1999 год, май 17 18 19 20 21 средняя за неделю уровень
изм-е*
1 дн. 7,20 6,60 6,20 6,00 4,80 6,16 - 0,19 3 дн. - - - - - - - 7 дн. 15,00 8,00 8,00 8,00 8,00 9,40 - 5,60 14 дн. 18,00 13,00 13,00 13,00 13,00 14,00 - 4,00 21 дн. - - - - - - - 30 дн. 23,00 23,00 23,00 23,00 23,00 23,00 0,00 60 дн. - - - - - - - 90 дн. 29,00 27,00 27,00 27,00 27,00 27,40 - 1,60
* Изменение по сравнению с прошлой неделей в процентных пунктах.
ОБЪЯВЛЕННЫЕ СТАВКИ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ КРЕДИТОВ
(MIBOR - Moscow InterBank Offered Rate)
(в процентах годовых для рублевых кредитов)
Дата

Срок кредита 1999 год, май 17 18 19 20 21 средняя за неделю уровень
изм-е*
1 дн. 19,00 14,80 13,00 13,60 12,40 14,56 - 4,02 3 дн. - - - - - - - 7 дн. 45,00 15,00 15,00 15,00 15,00 21,00 - 24,00 14 дн. 55,00 30,00 30,00 30,00 30,00 35,00 - 20,00 21 дн. - - - - - - - 30 дн. 60,00 50,00 50,00 50,00 50,00 52,00 - 8,00 60 дн. - - - - - - - 90 дн. 63,00 60,00 60,00 60,00 60,00 60,60 -2,40
* Изменение по сравнению с прошлой неделей в процентных пунктах.
Приложение 5
ФАКТИЧЕСКИЕ СТАВКИ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ КРЕДИТОВ (MIACR - Moscow Interbank Actual Credit Rate)
(в процентах годовых для рублевых кредитов) Дата

Срок кредита 1999 год, май 14 17 18 19 20 средневзвешенная за неделю простая эффективная уровень изм-е* уровень 1 дн. 3,73 6,49 5,06 7,85 4,76 5,64 - 4,58 5,80 3 дн. - - - - - - - - 7 дн. 12,00 12,00 - - 11,00 11,89 - 12,61 14 дн. - - - - - - - - 21 дн. - - - - - - - - 30 дн. - - - - - - - - 60 дн. - - - - - - - - 90 дн. - - - - - - - -
* Изменение по сравнению с прошлой неделей в процентных пунктах.
Ставки рассчитываются как средневзвешенные по объемам фактических сделок по предоставлению межбанковских кредитов коммерческими банками.
Ставки MIBID, MIBOR и MIACR рассчитываются на основе ставок 11 коммерческих банков.
Средние по России ставки по краткосрочным кредитам, предоставленным кредитными организациями России в долларах США (% годовых)
По кредитам, предоставленным юридическим лицам физическим лицам 1998 год январь 12,7 13,4 февраль 14,3 19,2 март 14,0 26,2 апрель 13,4 21,4 май 12,0 16,4 июнь 12,8 15,6 июль 15,1 22,6 август 14,7 17,8 сентябрь 11,4 20,3 октябрь 11,9 38,2 ноябрь 10,9 18,2 декабрь 10,8 14,3 1999 год январь 11,9 18,5 февраль 12,7 17,8 март 11,5 23,1
Приложение 6
Нормативы обязательных резервов кредитных организаций в 1996 - 1998 гг. (%)
Счета до востребования и срочные обязательства до 30 дней включительно Срочные обязательства от 31 дня до 90 дней включительно Срочные обязательства от 91 дня и более Счета в иностранной валюте Вклады и депозиты физических лиц в рублях, независимо от сроков привлечения (Сбербанк России) 01.11.96-30.04.97 16 13 10 5 10* 01.05.97-10.11.97 14 11 8 6 9,5 11.11.97-30.11.97 14 11 8 9 9,5 01.12.97-31.01.98 14 11 8 9 8 01.02.98-23.08.98 11 11 11 11 8 24.08.98-30.11.98 10 10 10 10 7** 01.12.98 5 5 5 5 5
* С 01.12.96 г.
** До 01.09.98 г.

1 Рид Э., Коттер Р., Гилл Э., Смит Р. Коммерческие банки. - М.: Прогресс, 1983. 2 Дж.Ф. Стэнлейк. Экономика для начинающих. - М.: Республика, 1994. 3 Деньги и кредит, № 10, 1998. 4 Ю.И. Львов. Банки и финансовый рынок. - СПб.: Культинформпресс, 1995. 5 Деньги и кредит, № 12, 1998. 6 Положение ЦБР от 30 марта 1996 г. № 37 "Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации". 7 Положение ЦБР от 4 ноября 1996 г. № 51 "Об обязательных резервах Сберегательного банка Российской Федерации, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации". 41

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Основные виды маркетинга. Организация работ по повышению конкурентоспособности продукции
 Определение политики и власти, сравнительный анализ государств по формам государственного устройства
Ваши отзывы
Здравствуйте. Подтверждаю получение заказа. Огромное спасибо за столь короткие сроки. Еще раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!
Николай

Copyright © www.refbank.ru 2005-2018
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат www.refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.