Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Гражданско-правовой договор как юридический факт
 Методы кредитно-денежной политики Центрального Банка
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Напомним что у нас можно поиграть в новые игровые автоматы...
 Испытайте новых одноруких бандитов в Азино три...
 Учить или...
 Размер студенческих стипендий...
 Новое воплощение лучшего клуба...
 Курсовая работа на заказ быстро и...
 Вулкан Вегас - 100% бонус к первому...
 Стоит ли подростку поступать в медицинский...
 Как студенту сыграть на реальные деньги в казино Vulkan...
 Секреты и подсказки успешной онлайн игры на деньги с...
 Учеба дистанционно плюсы и...
 Зеркало азарта Joycasino всегда под...
 Рекордные 35 000 студентов-иностранцев нуждаются в обучении...
 Игровые автоматы онлайн. Раскрути свою фортуну...
 Может ли сказаться на результате дипломной работы выбор...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Экономика

курсовая работа

Функции денег и условия обеспечения их реализации



Содержание
Введение 3
1. Виды и функции денег во внутреннем обороте
страны. 5
1.1. Функции и стоимость денег 5
1.2 Формы и основа стоимости денег 6
1.3. Денежная масса и ликвидные или полуликвидные средства 7
1.4. Роль банковской системы в реализации функции денег 11
1.5. Оборот капиталов 22
1.6. Ликвидность экономики 25
2. Мировые деньги. 29
3. Взаимосвязь функций денег. 40
4. Условия правильного выполнения деньгами различных
функций и их влияние на устойчивость денег. 44
Заключение 51
Список используемых источников 53
Введение.
Деньги есть универсальный товар, обмениваемый на любые продаваемые товары и услуги и пригодный для расчетов и платежей.
Сущность денег выявляется также посредством рассмотрения их особых свойств. Деньгам (в основном в их натуральной, наличной форме) должны быть присуши следующие качества. Это - неподдельность, заключающаяся в сложности изготовления фальшивых денег; удобство пользования, достигаемое за счет портативности, различаемости, узнаваемости денежных знаков; износостойкость, позволяющая использовать деньги в течение продолжительного времени; делимость, проявляющаяся в способности денежных единиц делиться на части, что создает возможность размена крупных денег на мелкие; однородность, выражающаяся в том, что деньги одного и того же достоинства должны обладать равной покупательной способностью вне зависимости от формы, в которой они представлены (бумажные, никелевые, золотые монеты).
Деньги даже в их первичной, товарной форме зародились позднее обмена. До тех пор пока люди вели чисто натуральное хозяйство в масштабах племени или семьи, сами обеспечивали себя всем необходимым, обходились без посредства обмена, деньги им были не нужны. Человек того периода даже не подозревал, что придет время, когда утверждение "всюду деньги, деньги, деньги, всюду деньги, господа" будет отражать одну из наиболее ярких реалий повседневной жизни.
Разделение труда наряду с развитием производительной силы человека, резко расширившим диапазон добываемых им благ, породили потребность в обмене продуктами труда. Первоначально это был простой натуральный обмен одной вещи на другую, который в небольших масштабах сохранился до сих пор и известен под названием "бартер". В таком товарообменном акте продажа одного товара была неизменно сопряжена с куплей другого. Что же касается пропорции, в которых обменивались товары, то они формировались стихийно, под влиянием обстоятельств. Имел место и примитивный торг, а представление об эквивалентности обмена формировалось исходя из редкости благ, настоятельной потребности в них и затрат на их производство.
По мере увеличения объема обменных операций и нарастания разнообразия обмениваемых товаров натуральный обмен по принципу "товар на товар" становился все более затруднительным, приводил к потерям времени на поиск компаньонов или даже к прямым убыткам, если скоропортящийся товар залеживался. Можно предположить, что некоторые незадачливые продавцы под угрозой гибели товара или с отчаяния меняли его не на нужный, а на ходкий товар, чтобы затем уже обменять ходкий товар на необходимый. Тем самым выделились ходкие товары - посредники, выступившие в роли первых "товарных" денег. Многократное использование ходких товаров в качестве посредников делало их вдвойне ходкими, поэтому пропорции, в которых они обменивались на другие товары, приобретали устойчивый характер, что позволяет говорить о рождении "товаров-эквивалентов", чем они еще более закрепляли за собой роль и функции товарных денег. Благодаря таким деньгам процесс купли и продажи разделяется в пространстве и во времени, а сами товарные деньги становятся счетными единицами, формирующими масштаб цен в виде количества денежных единиц, которые приходится платить за приобретаемые товары.
Согласно номиналистической теории денег, деньги в современном обществе являются институтом, обеспечивающим обмен и распределение между экономическими агентами. Поэтому в первых двух главах уделено много места процессам обращения и деятельности различных финансовых и кредитных институтов. В этих главах во многом раскрыты условия выполнения функций денег. В главах 3 и 4 подводятся итоги и делается упор на описание условий, которые выполняются в большинстве стран мира, но еще не полностью выполняются в России.
1. Виды и функции денег во внутреннем обороте страны.
Для получения достаточно точного представления об условиях, в которых деньги выполняют свои функции в экономике страны, необходимо рассмотреть не только эти функции, но также и различные формы денег, состав денежной массы и общую стоимость.
1.1. Функции и стоимость денег.
Деньги как мера стоимости служат счетной единицей, позволяющей сравнивать стоимости различных товаров и услуг. Однако опыт показывает, что стоимость товаров и услуг, выраженная в деньгах, является в сущности относительной, зависимой от человеческого фактора. Стоимость, выраженная в деньгах, может варьироваться, потому что стоимость самих денег подвержена изменению.
Существуют объективные методы и величины измерения стоимости товаров, но они мало пригодны для обслуживания процесса обмена.
В масштабе страны стоимость денег определяется в соответствии с общим уровнем цен на товары и услуги, поскольку цены представляют собой выражение в денежных единицах стоимости, которой наделяется тот или иной товар. Общее повышение цен, например, является отражением уменьшения стоимости денег.
Деньги как средство обращения используют при заключении различных сделок. Но это возможно только при условии, что каждый участник сделки будет уверен, что сможет использовать деньги в дальнейшем для всевозможных видов сделок, таких как покупка товаров и услуг, различных ресурсов, брать и давать кредиты и т.д.
На территории данной страны деньги являются общепринятым, обязательно используемым в товарообмене средством обращения, они имеют покупательную способность на всей территории, на которой обращаются. Их внутренняя стоимость приобретает реальное, конкретное содержание, как средство платежа, которое можно обменять на определенное количество товаров и услуг.
Деньги как средство накопления позволяют отложить на некоторое время использование полученной прибыли. Они позволяют владельцам сохранять свою покупательную способность. Владелец денег может аккумулировать свою покупательную способность путем чисто физического накопления банкнот и монет, а также путем внесения определенной суммы на счет в банке.
1.2 Формы и основа стоимости денег.
В соответствии с металлистической и номиналистической теориями денег последние могут принимать две различные формы, которые определяют основу их внутренней стоимости.
Металлические деньги, соответствующие металлистической концепции. Согласно данной концепции во многих странах в 19, начале 20 века были приняты законы, согласно которым единицам валюты ставилось в соответствие определенное количество драгоценного металла. Банки данной страны были обязаны менять валюту данной страны на определенное законом, часто указанное на купюре, количество золота.
При денежной системе, основанной на золоте, стоимость денег зависела от стоимости золота.
Дематериализованные деньги, соответствующие номиналистической концепции.
В настоящее время деньги дематериализовались полностью, за исключением международных отношений, в которой дематериализация, по-видимому не завершится никогда. Стоимость таких денег определяется в основном их способностью быть законным платежным средством, которая подтверждается решением государственных органов и влечет за собой их признание со стороны общества. Таким образом, сущность денег зависит от их правовой основы, подкрепленный всем обществом.
Номиналисты основывают свою теорию на банкнотах и записанных на банковские счета деньгах, а также на металлических разменных монетах.
При этом стоимость металла, из которого изготовлены деньги, должна быть ниже номинала, указанного на монете.
1.3. Денежная масса и ликвидные или полуликвидные средства.
Определение денежной массы. Денежная масса - это совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент. Это понятие имеет двоякое значение, оно означает как совокупность платежных средств, выпущенных банковской системой, так и общую сумму наличности во владении частных лиц, предприятий и учреждений.
В статистике учитывается первый аспект денежной массы, поскольку она определяется объемом денежных средств в пассиве Эмиссионного банка и депозитных банков. Экономисты, напротив, принимают во внимание прежде всего второй аспект, поскольку общая сумма наличности и способы ее использования оказывают сильное влияние на денежное равновесие страны в данный момент.
В наше время обращаются только государственные денежные знаки, выпускаемые банковской системой: Государственным банком, Эмиссионным банком, депозитными банками, в некоторых случаях Государственным казначейством.
Разнообразие форм вложения финансовых средств достигло такой степени, что переход от собственно денег (банкноты, вклады до востребования) к ликвидным формам их размещения (вклады до востребования) или к полуликвидным формам (например, срочные вклады) совершается незаметно; в результате граница между деньгами и не денежными авуарами теперь не такая четкая, как раньше. В своих статистических отчетах банки, как правило, проводят четкую классификацию различных вкладов ликвидных авуаров или краткосрочных вкладов.
Состав и распределение различных денежных агрегатов. В литературе встречаются разные наименования видов денег, или денежных агрегатов, или видов активов, подлежащих обязательному включению в состав денежной массы. Ниже для краткости выбран термин агрегат.
Агрегат М1 включает банкноты, выпущенные банком, и разменную монету (агрегат С), а также деньги, записанные на банковские счета, которыми распоряжаются банки или другие финансовые организации. Главной характеристикой агрегата М1 является возможность непосредственно использовать деньги для платежей без каких-либо задержек. Такие деньги можно назвать "наличными деньгами".
Агрегаты М2 и М3 включают дополнительно к агрегату М1 денежные средства на сберегательных вкладах до востребования и срочных вкладах и другие виды вкладов. Эти различные средства не являются "наличными деньгами", поскольку ими не возможно расплачиваться непосредственно или переводить с помощью чеков, а изъятие денег из банков подчинено определенным условиям. Но агрегаты М2 и М3 сходны с "наличными деньгами" в двух отношениях:
они позволяют осуществлять накопление "наличных денег" более совершенными способами, поскольку приносят процент;
они могут быть изъяты в достаточно короткие сроки и выброшены на рынок товаров и услуг.
Агрегат L включают дополнительно к агрегату М3 сберегательные облигации, краткосрочные обязательства Центрального Банка и другие ликвидные активы, которые достаточно быстро могут быть переведены в другие агрегаты.
Интересна таблица показателей денежной массы Федеральной резервной системы США на 1990 год. Для экономики страны в целом, и, особенно, для государственных органов, отвечающих за выпуск денег и финансовый рынок страны очень важно правильно учитывать годовой размер денежной массы.
Этот показатель является основным (пожалуй после ВВП) макроэкономическим и финансовым показателем государства.
Показатели денежной массы Федеральной резервной системы США Обозначения Включаемые активы Количество на 1990г. Млрд. дол. С Наличные деньги 228 М1 Сумма наличных, и счетов до востребования, и всех счетов, с которых можно выписывать чеки. 805 М2 Сумма М1 и евродолларов, депозитных счетов денежного рынка, соглашений о покупке ценных бумаг с последующим выкупом через сутки, срочных вкладов денежного рынка, акций взаимных фондов денежного рынка, сберегательных и небольших срочных депозитов. 3266 М3 Сумма М2 и крупных срочных депозитов и соглашений о покупке ценных бумаг с последующим выкупом по обусловленной цене. 4064 L Сумма М3 и сберегательных облигаций, краткосрочных обязательств казначейства и других ликвидных активов. 4895 1.
Таблица 1.
Некоторые ученые считают, что в своей эволюции деньги выступают в виде металлических, бумажных, кредитных и особого вида кредитных денег - электронных. Очень часто бумажные деньги называют банкнотами, что не совсем правильно. В последнее время особую роль играют электронные кредитные карточки. Они в наибольшей степени способны выполнять все функции денег.
Деньги не могут выполнять свои функции без финансово - кредитной системы. Структура финансово - кредитной системы России только складывается, что видно из сравнения их в разные годы.
1.4. Роль банковской системы в реализации функции денег.
Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1992 года
I. Центральный банк РФ
II. Банковская система:
Коммерческие банки
Сберегательный банк РФ
III.Специализированные не банковские кредитные институты
Страховые компании
Инвестиционные фонды
Прочие
Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1994 года
I. Центральный банк РФ
II. Банковская система:
Коммерческие банки
Сберегательный банк РФ
Ипотечные банки
III. Специализированные не банковские кредитные институты
Страховые компании
Инвестиционные фонды
Пенсионные фонды
Финансово строительные компании
Прочие
Изменения значительные, поэтому для описания функционирования финансово - кредитной системы выбрана система Франции.
Из денежных функций банков можно выделить две основные:
выпуск платежных средств в виде банкнот или счетов до востребования с кредитовым сальдо;
распоряжение этими платежными средствами с целью предоставления экономическим агентам возможности их использования в соответствии с их нуждами и запросами. Далее рассматриваются проблемы, связанные с переходом денег из одной категории в другую.
Выпуск и изъятие денег из обращения осуществляет Центральный Банк России. Выпуск денег - это операция, заключающаяся в преобразовании(обычно путем выплаты процентов в зависимости от срока и риска каждой операции) долговых обязательств, непригодных для использования на рынке товаров и услуг, в платежные средства, которые можно непосредственно использовать на этом рынке.
Рассмотрим следующий пример.
Часто поставщик какого-либо товара предоставляет своему клиенту отсрочку платежа; вексель, который он получает от клиента, не позволяет ему непосредственно покупать другие товары. Однако он может обратиться к своему банкиру, продав ему вексель и получив за него определенную сумму денег, которая вносится на его текущий счет. В таком случае поставщик приобретет вместо векселя, который нельзя использовать непосредственно при расчетах, определенный счет, который обладает свойствами денег. Этот процесс называется "монетизация" долговых обязательств.
Деньги возвращаются в банк, когда получатель банковского кредита или плательщик по векселю, находящемуся в портфеле банка, погашает долг.
Таким образом, денежная масса представляет собой результат взаимодействия двух различных потоков: один поток-это выпуск денег, заключающийся в распределении платежных средств через банки среди экономических агентов, испытывающих нужду в деньгах, который происходит всякий раз, когда уменьшается долговое требование в активах банка при уплате долга должником. Поскольку выпуск платежных средств обычно происходит активнее, чем их возврат, денежная масса имеет тенденцию увеличиваться.
Деньги эмитируются тремя типами учреждений: коммерческими банками, Государственным казначейством и Эмиссионным банком.
Наряду с Эмиссионным существуют депозитные банки.
Когда хотят уточнить роль депозитных банков (или других банков, выполняющих роль депозитных) в экономике, часто говорят, что они выполняют функции посредника в сфере спроса и предложения капиталов, особенно краткосрочных. В таком случае их основная роль должна заключаться в предоставлении предприятиям средств, привлеченных на депозиты. Именно это имеют в виду, когда при характеристике депозитных банков употребляют выражение "торговля деньгами". Такой взгляд объясняется прежде всего историческими причинами, ибо в течение длительного времени банки накапливали денежные средства с тем, чтобы перераспределять их среди других лиц непосредственно там, где они накоплены, или в других местах. В действительности роль банков в современном мире лучше характеризует выражение "банковская индустрия", поскольку их значение намного важнее по сравнению с обычными посредниками. Эмиссия платежных средств относится к их основной деятельности. Поскольку банки напрямую связаны с предприятиями и частными лицами, именно на их долю выпадает преимущественно задача превращения долговых обязательств в платежные средства. Такая точка зрения, хотя и отражает суть дела, не всегда находит понимание. Путаница представлений в значительной степени обусловлена самим словом "депозит" (вклад). Такие термины, как "кредиторские счета" или "счета с кредитовым сальдо", дают более четкое представление о существе дела.
В задачу банков входит выпуск денег тремя способами, которые различаются между собой не происхождением сумм, записанных в кредит счетов, а эквивалентами новых денежных знаков: это требования к экономике и требования к государственному казначейству, которые образуют внутренний кредит, или иностранная валюта, купленная банками у предприятий и частных лиц).
1) Что касается кредитования экономики, то банки предоставляют платежные средства предприятиям и частным лицам прежде всего в форме краткосрочных кредитов - гарантированных ссуд, необеспеченных кредитов, учета коммерческих векселей и финансовых векселей, которые в основном предназначены для пополнения оборотного капитала предприятий.
Банки предоставляют также среднесрочные, так называемые мобилизуемые кредиты, которые предназначены для создания благоприятных условий для переоборудования промышленного и сельскохозяйственного производства или для развития жилищного строительства, а также для поощрения некоторых экспортных операций, требующих кредитов на более длительный срок. Эти кредиты предоставляются банками в форме учета коммерческих векселей, которые принимаются - частично и на определенных условиях к переучету такими учреждениями, как "Креди насьональ" или "Креди фонсье де Франс", и которые в конечном счете могут быть проданы на денежном рынке, на котором осуществляет вмешательство и банк Франции.
Наконец, банки предоставляют различные долго- и среднесрочные кредиты (немобилизуемые кредиты, покупка котируемых на бирже облигаций, выпущенных менее чем на семь лет, кредиты ипотечного рынка).
2) Когда банки осуществляют подписку на боны Казначейства или учитывают их, тем самым они превращают платежные требования к Государственному казначейству в платежные средства.
3) Банки покупают у экспортеров или у лиц, которые имеют валютные счета за границей, валюту, предназначенную для передачи в случае необходимости в Фонд валютной стабилизации или в Банк Франции. Покупая валюту, банки тем самым превращают платежные требования на заграницу в платежные средства для внутреннего обращения.
В своей работе также считаю необходимым отметить весомую роль Государственного казначейства. Среди его многочисленных функций выделяется денежная, или банковская, функция, которую оно выполняет с помощью таких институтов, как Управление почтовых чеков и частные фонды Казначейства. Выполняя эту функцию, Казначейство превращает в деньги платежные требования к самому себе, находящиеся, в частности, на руках служащих и государственных поставщиков, поэтому в своей работе Казначейство руководствуется правилами и обычаями, которых придерживаются частные лица и руководители предприятий.
Текущие счета в Управлении почтовых чеков, а также счета в частных фондах Государственного казначейства открываются на имя предприятий или частных лиц, среди которых фигурируют служащие, пенсионеры, государственные поставщики, осуществляющие свою деятельность, в частности в сфере общественных работ. Когда государственное Казначейство рассчитывается с поставщиком выдает зарплату служащему или начисляет пенсию, записывая соответствующую сумму в кредит текущего счета в Управление почтовых чеков или в частном фонде, оно создает таким образом деньги, поскольку превращает платежное требование к самому себе в платежные средства, которые могут быть прямо и непосредственно использованы на рынке товаров и услуг. Однако возможности Государственного казначейства в этой области сравнительно ограничены, и его влияние на эмиссию денег осуществляется главным образом через банки.
Однако основополагающая роль возлагается на Центральный банк Российской Федерации. В нормальных условиях Центральные банки эмитируют немного денег, а в некоторых странах они фактически не выпускают их вовсе. Что касается банка Франции, то он осуществляет эмиссию денег лишь по определенным каналам: кредитование некоторых финансовых учреждений или органов, которые сами не могут осуществлять эмиссию денег; выдача ссуд государству; покупка валюты у частных лиц и предприятий.
При предоставлении ссуд финансовым учреждениям, которые сами не имеют права эмитировать деньги, Банк Франции впускает в обращение новые платежные средства.
Другим каналом эмиссии денег является предоставление ссуд Государственному казначейству. Со дня своего создания Банк Франции, как и эмиссионные банки в других странах выполняет функцию обеспечения государства оборотными капиталами, предназначенными для облегчения финансирования его текущих операций. В периоды важных событий (революции, войны), а также финансовых кризисов Банк финансирует значительный бюджетный дефицит каждый раз при нехватке других средств государства для покрытия своих расходов.
Механизм предоставления ссуд следующий: Банк приобретает платежное требование к государству, предоставляя ему аванс и записывая соответствующую сумму на кредиторский счет Государственного казначейства. По мере осуществления государственных расходов Казначейство имеет суммы с этого кредиторского счета, чтобы рассчитываться со своими кредиторами; подобные операции ведут к возникновению новых депозитов в банках. Этот процесс выпуска денег носит исключительный характер и возможен лишь при вмешательстве законодательной власти, которая определяет его условия и лимиты.
Банк осуществлял непосредственное кредитование предприятий и частных лиц; теперь эта функция отмерла полностью.
Банк осуществляет эмиссию денег при покупке валюты у частных лиц или у различных учреждений.
Записанные на банковские счета деньги находятся в распоряжении банков или Государственного казначейства. Главной целью владельца вклада до востребования(то есть кредиторского счета, с которого можно снять деньги по первому требованию) является предоставление банку права распоряжаться его денежными средствами с тем, чтобы все расчеты осуществлялись в удобной и надежной для него форме. Иная цель депонирования ценных бумаг или других ценностей.
Банки осуществляют за счет клиентов их расчеты с предприятиями и частными лицами с помощью чеков, переводов, а также путем домицилирования коммерческих векселей. Эти операции получили название безналичных расчетов. Следует помнить, что средства платежа, в частности чеки, не являются денежными знаками; они представляют собой приказ платить.
Деньги, которыми распоряжаются банки, в основном записаны в кредит текущих и чековых счетов. Текущие счета предназначены прежде всего для коммерческих и промышленных предприятий. Они обладают определенными юридическими характеристиками, например, записанные на них суммы теряют свою индивидуальность, происходит лишь обновление требований и обязательств; сальдо лишь отражает состояние финансовых отношений между банкиром и клиентом. Чековые счета могут быть открыты на имя частных лиц; в них просто регистрируются взносы и изъятия сумм, которые осуществляются вкладчиком. На практике указанное различие постепенно исчезает в пользу текущих счетов.
Государственное казначейство, по крайней мере во Франции, также управляет деньгами с помощью текущих почтовых чеков и частных фондов в Казначействе. Управления почтовых чеков не предоставляют весь набор услуг в отличие от банков, однако они обеспечивают надлежащую регистрацию и осуществление всех кассовых операций. Счета частных фондов представляют собой депозитные счета, которыми распоряжается бухгалтерия казначейства; они аналогичны чековым счетам в банке.
Расчеты деньгами, записанными на банковские счета, которыми распоряжаются банки или Управление почтовых чеков и частные фонды Государственного казначейства, в первую очередь являются объектом законодательной регламентации. Расчеты между коммерсантами(в юридическом смысле слова), превышающие определенную сумму, которая зависит от вида операций, а также выдача заработной платы, превышающей установленную сумму, должны осуществляться путем записей на счета(чеки, переводы, банковские кредитные карточки, домицилированные векселя).
Независимо от этого обязательства законодательные органы попытались облегчить безналичные расчеты путем записей на счетах, отменив или уменьшив гербовый сбор при платежах банковскими деньгами, увеличив размер штрафа за выставление чеков без обеспечения и потребовав от Банка Франции организовать службу для сбора информации о неоплаченных счетах путем составления картотеки недобросовестных чекодателей.
Сфера использования денег, записанных на банковские счета, очень велика. Она охватывает различные виды заработной платы и ежемесячных окладов, коммерческие отношения между предприятиями, куплю-продажу земли или недвижимости. Кроме того, выплаты государственных органов и административных учреждений почти всегда осуществляются путем внесения соответствующих, даже небольших сумм на счета.
Банкноты.
Управление банкнотами заключается в том, чтобы обеспечить экономику платежными средствами, которые могут передаваться из рук в руки.
Выпуск банкнот является монополией Центрального банка. Здесь возникают прежде всего проблемы материального порядка, в частности, печатания купюр, которые трудно подделать. Эта проблема не всегда решалась удовлетворительным образом. Полагают, что это явилось одной из причин того, что в некоторых странах деньги записанные на банковские счета, получили в свое время большое развитие, поскольку банкноты часто подделывались. Однако главное заключается в том, что Центральный банк, выполняя свою роль в управлении денежным обращениям, преобразовывает в банкноты часть денежных знаков, эмитируемых банками.
Использование банкнот в некоторых сделках происходит вопреки распространенному мнению не потому, что Центральный банк может предоставить гарантии, которые не в состоянии дать депозитные банки.
Частные лица и руководители предприятий предпочитают по привычке банкноты при небольших или средних сделках по соображениям удобства, а также с целью уклонения от уплаты налогов и избежания риска, когда кредитор или продавец не уверены в платежеспособности или честности должника.
Банкноты часто используются для оплаты услуг, оказываемых отдельными лицами, при выдачи заработной платы, пенсии или гонорара лицам свободных профессий. В торговле, как свидетельствует ежедневный опыт, банкноты используются для покупки продовольствия и разнообразных товаров личного пользования, а также для оплаты личных услуг. Наконец, в сельском хозяйстве, не смотря на развитие безналичных расчетов, значительная часть платежей по-прежнему производится с помощью банкнот.
Конечно, мы перечислили не все виды использования банкнот, однако мы указали на основную сферу их использования и попытались объяснить особенности их обращения в целом. На протяжении месяца потребность в банкнотах то уменьшается, то увеличивается, особенно к концу месяца, когда происходит выдача зарплаты; наблюдаются и ясно выраженные сезонные колебания; растет потребность в банкнотах в конце квартала и особенно в конце года.
Переход денег из одной формы в другую осуществляется довольно часто.
Поскольку частные лица или предприятия выбирают форму денег по соображениям собственного удобства или с учетом пожелания их кредиторов, между различными формами денег, составляющих в совокупности массу платежных средств, происходят постоянные переходы. Эти трансформации форм денег порождают проблемы, которые решаются в процессе функционирования межбанковского денежного рынка или путем вмешательства Центрального банка.
Не стоит также упускать из вида и межбанковские связи на денежном рынке. Хотя в повседневной деятельности банкир создает деньги при кредитовании, условия управления деньгами, наоборот, создают впечатление, будто он занимается прежде всего привлечением платежных средств, что дает ему возможность предоставлять кредиты. Для банкира депозит скорее сырье, чем готовая продукция. Это впечатление вполне объяснимо, если учесть, что деньги, эмитируемые банкиром, большей частью уходят от него.
Действительно, только что выпущенные им деньги используются лицами, получившими их, например для расчетов с кредиторами, поставщиками или наемными работниками. Большинство кредиторов или поставщиков имеют счета в других банках, или они требуют платеж банкнотами. Поэтому соответствующий банк должен быть в состоянии перечислить деньги в другие банки или же приобрести банкноты по требованию своих клиентов. Таким образом, перед каждым банком ежедневно встает проблема возврата денежных средств, которые он представляет, совершая описываемые операции. Если возврат денег недостаточен, то для пополнения своих ликвидных средств банк учитывает(продает) долговые требования на денежном рынке либо в Центральном банке. Иными словами, для каждого банка рано или поздно возникает проблема платежного баланса, как в отношениях между странами, если такое сравнение уместно.
Именно по этой причине возник денежный рынок, основной функцией которого является облегчение операций с денежными средствами, которые осуществляют банки, финансовые учреждения и Государственное казначейство, путем создания условий для торговли краткосрочными средствами. Функционирование этого рынка облегчается наличием сети посредников двух видов: с одной стороны, маклеры, с другой - переучетные конторы, причем только последние осуществляют операции за свой счет.
Ведущая роль Центрального банка заключается в следующем.
Иногда большая часть банков, если не все, испытывают потребность в краткосрочных средствах; в таком случае ни один из них не в состоянии предоставить требуемый кредит. Так происходит, например, когда предприятия запасаются банкнотами, Государственное казначейство взыскивает налоги или на валютном рынке значительно повышается спрос на валюту. При таких обстоятельствах становится очевидной ведущая роль Центрального банка, поскольку он выполняет функцию кредитора последней инстанции, не только выпуская банкноты, но и зачисляя ликвидные средства на счета институтов - своих клиентов: банков Государственного казначейства, различных финансовых учреждений.
Следовательно, хотя в настоящее время в функции Центрального банка не входит учет векселей в пользу предприятий и частных лиц, тем не менее для достижения равновесия на денежном рынке он вынужден превращать значительное количество денег на банковских счетах в банкноты. Вопреки обычным представлениям Центральный банк не столько занимается эмиссией денег, сколько служит посредником в процессе межбанковского обращения денег на банковских счетах; другая его функция заключается в превращении этих денег в банкноты.
Именно таким образом роль Центрального банка дает ему возможность руководить деятельностью банковской системы в целом.
1.5. Оборот капиталов.
Независимо от эмиссии денег экономика получает платежные средства, необходимые для развития или функционирования, также тогда, когда те или иные экономические агенты - частные лица или предприятия - предоставляют прямо или косвенно свои капиталы в распоряжение других агентов, в частности предприятий, которые в них нуждаются. При этом речь идет не о новой эмиссии, а о перечислении денег, уже находящихся в обращении. Таким путем происходит оборот финансовых средств, который регулируется с помощью процентной ставки.
А) Спрос и предложение денег, находящихся в обращении.
Природа и функции денег таковы, что они обмениваются на товары и услуги(рынки товаров и услуг), на валюты иностранных государств(валютный рынок), на золото(рынок золота) или же на кредитные документы и на ценные бумаги, удостоверяющие долевое участие в активах и прибылях той или иной компании(рынок капиталов).
Оборот капиталов может осуществляться при непосредственном контакте заемщиков и кредиторов и при посредничестве различных финансовых учреждений.
Предприятие - заемщик может привлечь капитал двумя способами. Оно может обратиться к владельцам накоплений, которые хотели бы пойти на риск и принять участие в определенной экономической деятельности, обещающей в будущем получение прибыли; в таком случае предприятие выпускает акции, то есть ценные бумаги, которые представляют собой долг в капитале - нетто и получаемой прибыли. В другом случае предприятие выпускает кратко - , средне - и долгосрочные облигации, обязуясь выплачивать по ним проценты и заимствованные средства в установленные сроки.
Что касается долгосрочных займов (финансовый рынок), держатели акций или облигаций могут продавать их, в частности, на фондовой бирже.
В денежном аспекте операции на финансовом рынке активизируют оборот платежных средств, например, перераспределяя личные накопления в активы предприятий, которые намерены осуществит покупку на рынке товаров и услуг.
Что касается краткосрочных кредитов, то во Франции используют новые способы, позволяющие осуществлять непосредственное взаимодействие между спросом и предложением капиталов; в частности, речь идет о казначейских билетах и депозитных сертификатах, которые обращаются непосредственно между предприятиями. Результатом является относительное падение роли банков в кредитовании крупных предприятий (феномен устранения посредников).
Функцией некоторых финансовых учреждений является привлечение денежных средств граждан и предоставление ссуд экономическим агентам, испытывающим потребность в капиталах.
Эти учреждения привлекают денежные средства лиц, располагающих в данный момент излишками денег в связи с расхождением между суммой получаемых доходов и планируемыми расходами; они обращаются также к вкладчикам, которые предпочитать не доверять свои накопления непосредственно промышленным или торговым предприятиям.
Некоторые учреждения специализируются на среднесрочных или долгосрочных операциях. Другие, например сберегательные кассы, принимают на хранение вклады до востребования, которые могут быть использованы для среднесрочных или долгосрочных операций благодаря стабильности общего объема находящегося в их распоряжении капитала.
Осуществляемые данными учреждениями операции в отличие от банковских не связаны с возможностью эмиссии платежных средств. Однако они оказывают значительное влияние на денежное обращение, поскольку путем депозитно-ссудных операций они снова пускают в оборот ранее эмитированные деньги, которые, пройдя банковский оборот, могут снова вернуться уже в виде сберегательных вкладов, и таким путем возобновляется аналогичный процесс.
По этой причине, хотя эмитировать деньги могут только банки, небанковские финансовые учреждения - поскольку они не открывают кредиторских счетов, имеющих характер денег, обладают способностью как бы создавать избыток денег в обращении и таким способом мультиплицируют эффект эмиссии банками платежных средств.
Очевидно, что, если и банки осуществляют подобные операции (т.е. принимают сберегательные вклады или выпускают краткосрочные боны ), их деятельность тоже может привести к избытку денег в обращении, усиливая тем самым эффект собственной эмиссии платежных средств.
Процент (процентная ставка) представляет собой цену за предоставление капитала на определенный срок. Независимо от срока кредита и степени риска процентная ставка, т.е. сумма, уплачиваемая за использование ссуды в течение года, тем выше, чем меньше свободных капиталов при наличии спроса на них, и наоборот. Таким образом, выравнивание спроса и предложения капиталов происходит с помощью изменения процентной ставки, в каждой стране в определенный период преобладает тенденция к повышению или к понижению ставки в соответствии с большей или меньшей суммой денежных сбережений и в соответствии с большими или меньшими потребностями в производственных инвестициях или социальных (включая университеты, больницы), а также в зависимости от степени инфляции.
Однако эти общие тенденции часто модифицируются или регулируются государственными органами по двум основным причинам. Прежде всего, стремление создать благоприятные условия для выгодного использования национальных ресурсов часто заставляет не допускать повышения процентной ставки выше определенного уровня и тем самым облегчить получение кредита из сравнительно небольших процентов. Кроме того учитываются социальные мотивы(например, необходимость расширять жилищное строительство или стремление лучше защитить мелкие вклады), экономические соображения(кредиты на переоборудование промышленности в целях осуществления общегосударственных задач), а также интересы отдельных регионов(кредит на развитие отсталых регионов). В результате решений, принимаемых государственными органами, могут возникнуть и существовать длительное время более или менее изолированные друг от друга секторы экономики, кредитование которых производится на разных условиях.
1.6. Ликвидность экономики
Деньги способствуют функционированию экономики двояким образом в зависимости от того, выполняют ли наличные деньги (банкноты или счета до востребования) по воле своих владельцев функцию средства обращения или средства накопления.
Выполнение деньгами двух указанных функций ведет к формированию денежной наличности различной природы: активные деньги соответствуют функции средства обращения, а пассивные - функции средства накопления.
Разграничение пассивных и активных денег может показаться несколько произвольным и искусственным, если попытаться детализировать его; действительно, трудно утверждать, что в портфеле конкретного лица такая-то банкнота относится к активной наличности (т.е. выполняет функцию средства общения), а другая - к пассивной наличности (функция средства накопления). Другая причина, по которой данное разграничение может показаться искусственным, заключается в отсутствии четкой границы между пассивной и активной частью денежной массы, поскольку некоторые виды покупок требуют предварительного накопления денежных средств. Однако, рассуждая в целом, нельзя сомневаться в реальности подобного разграничения, которое, в частности, объясняет изменение цен в связи с колебаниями денежной массы и расходов в определенный промежуток времени.
Отношения, устанавливаемые между частными лицами и предприятиями, порождают двойной поток ресурсов, который сопровождается соответствующими денежными оборотами или потоками платежей. Схематически это можно представить следующим образом: один поток идет от частных лиц к предприятиям, представляя собой вклад частных лиц в экономику в виде физического или умственного труда или в виде накопленных капиталов; другой поток идет в обратном направлении, т.е. от предприятий к частным лицам в виде поставок различных товаров, потребляемой или используемой в личных целях продукции, а также в виде различных услуг.
Этим потокам материальных ресурсов соответствуют два денежных потока в противоположном направлении. Речь идет о платежах предприятий частным лицам и наоборот. Первые включают заработную плату, различные вознаграждения, дивиденды или проценты, которые предприятия выплачивают отдельным лицам за оказанные ими услуги или за возможность использовать их капиталы. Платежи, осуществляемые в противоположном направлении, соответствуют закупкам товаров частными лицами или пользованию услугами.
Наличные средства, которые можно рассматривать как активные, позволяют обеспечить текущий товарооборот в определенный промежуток времени. Эта денежная наличность находится у частных лиц, которые намерены приобрести те или иные товары или услуги у предприятий и административных учреждений, которые нуждаются в ней для выплаты заработной платы.
Хотя понятие активных денег несколько расплывчато и не ограничено от пассивной денежной массы, оно очень полезно, поскольку позволяет объяснить денежное обращение той или иной страны в определенный период, в частности при изучении условий экономического равновесия.
Пассивная, или тезаврированная, денежная наличность частных лиц представляет собой иммобилизованные средства, изъятые из денежного оборота. Размер пассивной наличности постоянно колеблется в силу многих мотивов, которыми руководствуются лица, осуществляющие ее накопление; деньги могут накапливаться для непредвиденных или случайных расходов, для того чтобы в любой момент воспользоваться предложением, которое покажется благоприятным, чтобы дождаться выгодного вложения средств или просто иметь запас денег на всякий случай.
Стремление к накоплению наличности наблюдается при стабилизации цен, когда деньги лучше выполняют функцию средства накопления. В такие периоды накопление денег отражает проявление бережливости или предусмотрительности, оно также позволяет гражданам воспользоваться более выгодными ценами, извлекать выгоду, когда товарные котировки или цены на отдельные товары понижаются. Например, руководители предприятий могут извлечь выгоду из сезонных колебаний цены сырья, а потребители - из распродажи уцененных товаров.
Отношение граждан к накоплению денег определяются многими факторами (например, эффективностью рекламы, политической стабильностью в стране) и в значительной мере - прогнозируемым изменением цен, вернее, представлением широкой публики об этом изменении. Стабильность денежного обращения, даже относительная, благоприятствует накоплению денег.
Накопление денег представляет собой наиболее примитивное использование сбережений, т.е. той части доходов, которая не идет на потребление, оно заключается не только в создании запаса банкнот, но и в замораживании средств на кредиторских счетах в банках. Накопление может быть обусловлено мотивами предосторожности, часто неопределенного характера, отсроченным потреблением, выжидательной позицией, когда есть надежда выгодных в будущем вложений средств или покупок; оно может быть обусловлено равнодушием при отсутствии достаточно привлекательных предложений размещения накоплений.
Широко распространено мнение, что накопление бесполезно с экономической точки зрения, поскольку это "спящие деньги". Такой взгляд был правомерен, когда золотые монеты хранились в шкатулках, в наше время это не верно, поскольку эквивалентом денежных накоплений являются кредиты, предоставляемые банком предприятиям или частным лицам независимо от того, записываются ли эти кредиты в активы обычного банка или Центрального банка. На балансе банка в числе других статей фигурируют; в активе - кредиты, предоставленные предприятиям, в пассиве - кредитовые сальдо на счетах до востребования; на балансе некоторых банков в активе также отражаются кредиты предприятиям, а в пассиве - облигации. С точки зрения денежного обращения различие заключается в том. Что депозиты в пассиве банка могут быть непосредственно использованы для приобретения товаров и услуг. В то время как держатель облигации не имеет такой возможности. Однако, пока деньги иммобилизованы, они подобно облигациям, представляют собой всего лишь требования кредитора.
Вложения денег, которые приносят прибыль и в то же время легко могут быть обращены в наличность, представляют собой ликвидные или краткосрочные сбережения, в их числе вклады на сберегательных книжках.

2. Мировые деньги.
Каждая страна образовала управляемое особыми правилами денежное пространство. Международный обмен неизбежно ставит те же проблемы, что и обмен внутри сообщества. Его развитие предполагает, что будут обеспечены функции счетной единицы, средства обращения и расчетов, а также средства накопления и резерва стоимости. Эти функции уже обеспечиваются на уровне каждого государства посредством национальных денег. Международный обмен ставит проблему отношений между национальными пространствами, между национальными деньгами. Международная валютная система является совокупностью механизмов и правил, которые обеспечивают связи между экономическими национальными пространствами и между национальными деньгами.
Международная валютная система не всегда основывалась на международных соглашениях. Опыт показал, что отсутствие хоть каких-то международных правил в этой области ставит под угрозу благоденствие стран и даже мир во всем мире. Хаотические девальвации 30-х годов способствовали сокращению международной торговли и экономическому спаду, что обострило национализм и способствовало развязыванию второй мировой войны.
Валютная система представляет собой совокупность двух элементов - валютного механизма и валютных отношений.
Под валютным механизмом понимаются правовые нормы и институты, представляющие их на национальном и международном уровнях.
Валютные отношения включают повседневные связи, в которые вступают частные лица, фирмы, банки на валютных и денежных рынках с целью осуществления международных расчетов, валютных и кредитных операций.
Интересно рассмотреть историю международной валютной системы.
Золотой стандарт некоторые историки возводят золотой стандарт к периоду сразу же после окончания Столетней войны. Между 29 октября 1445 г. и 14 декабря 1446 г. правительство Генуи созвало Исследовательский комитет, состоявший из чиновников монетных дворов, который определил золотой стандарт для тогдашних Европейских валют. Естественно, что этот стандарт долго не продержался и этот факт рассматривается современными экономистами как экономический анекдот.
Золотой стандарт возник в середине XIX века без всяких соглашений, а как валютные отношения между крупными промышленно развитыми странами того времени.
Система золотого стандарта основана на нескольких простых принципах.
Каждая валюта определяется весом золота. Англия ввела эту систему с 1816 года, США - с 1837, Германия - с 1875, Франция - с 1878 года, Россия - с 1898 года.
Конвертируемость каждой валюты в золото обеспечивается как внутри, так и за пределами границ. Банковские билеты могут быть обменены на золото, а золотые слитки в монеты. Эмиссионные институты не могли позволить себе выпускать банковские билеты без учета объема своего золотого запаса.
Золото свободно продается на международных рынках; слитки свободно обмениваются на монеты. Таким образом, рынки золота и валютные рынки взаимосвязаны.
Органы валютного контроля проводят политику регулирования, основной целью которой является обеспечение стабильности валюты и внешнее равновесие. Любой внешний дефицит вызывает рост процентных ставок, который должен замедлить экономическую деятельность и способствовать ввозу капиталов, и приведение платежного баланса к новому равновесию.
Система стабилизирующего эффекта одновременно обеспечивает стабильность валютных ставок и стабильность платежного баланса.
Валютные паритеты определяются через соотношение их золотого веса. Если рынки слишком отклоняются от паритетов, экономические агенты заинтересованы в осуществлении своих расчетов скорее в золоте, чем в банкнотах. Например, француз, который должен произвести платеж в фунтах стерлингов, заинтересован в осуществлении платежа в золоте, если разница между рыночной ценой и золотым паритетом фунта против франка превышает расходы по пересылке золота из Франции в Англию. Валютный курс, начиная с которого такая операция будет прибыльной, называется золотой точкой вывоза. Аналогично можно определить так называемую золотую точку ввоза.
Золотой стандарт обеспечивает также долгосрочное равновесие платежного баланса. Действительно, страна с отрицательным сальдо в результате движения золотых точек испытывает утечку золота за границу, что приводит эмиссионный институт к сокращению объема национальной валюты в обращении. Согласно количественной теории денег, это уменьшение денежной массы вызывает снижение относительных цен на национальные товары, что увеличивает их конкурентоспособность и позволяет увеличить экспорт и сократить импорт, то есть привести обмен к новому равновесию.
Реальность достаточно сильно отличалась от теории:
Золото постепенно превратилось на национальном уровне в добавочные деньги. В 1878 году оно составляло 28 % денежной массы в США, Франции и Великобритании, а в 1913 году - 10 % денежной массы этих стран.
Как платежное средство золото в значительной степени уступило свои позиции в конце XIX начале XX века фунту стерлингу. Иностранная валюта к 1913 году составляла 20 % от золотых запасов стран.
В конце XIX века упорядочение платежных балансов происходило совершенно иными способами, чем предсказывала теория. Фунт стерлингов играл неоспоримую роль доминирующей валюты, поэтому политика валютного регулирования, проводившаяся в Англии для ограничения дефляционных процессов игры золотого стандарта, в значительной степени переложила бремя упорядочения на другие страны.
Великобритания имела дефицит внешних платежей с 1890 по 1913 годы, но только в течении двух лет наблюдался чистый вывоз золота из Великобритании. То же самое можно сказать о промышленно развитых странах по отношению к остальному миру.
Тем не менее золотой стандарт был исключительно эффективен. За сто лет только доллар США и талер Австрии были значительно девальвированы за 100 лет (с 1815 по 1913 годы). Российский рубль не менял своей стоимости с 1989 по 1914 годы не смотря на бурный рост всех экономических показателей (7 % в год), Русско-японскую войну и революцию 1905 года.
Первая мировая Война подрывает золотой стандарт, а Великая депрессия 30х годов кладет конец попыткам реанимировать золотой стандарт.
С 1936 года все развитые страны отказались от золотой обратимости валюты. Нагнетание протекционистских мер и порождаемых конкуренцией девальваций, осуществляемых в рамках политики "разорения соседа", вызвало настоящий крах международной торговли. Крах международной торговли стал одной из причин разрастания национализма и начала Второй мировой войны.
Невыносимыми с социальной и экономической точек зрения стали дефляционистские тенденции золотого стандарта, что выражается в падении цен и в росте безработицы, то есть в человеческих страданиях. Экономические кризисы, отметившие XIX век (1825, 1836-1839, 1847, 1857, 1866, и т.д.) дорого обошлись жителям городов, не имеющих достаточной собственности на эффективные ресурсы.
Исследования, начатые американскими и британскими экспертами в 1941 году с самого начала отмели принципы золотого стандарта и вырабатывали валютный порядок, способный обеспечить постоянный экономический рост для всех стран мира и ограничить социально-экономическое воздействие экономических циклов.
Бреттон - Вудское соглашение было подписано 22 июня 1944 года и вошло в силу 27 декабря 1945 года.
Бреттон - Вудская конференция была валютной и финансовой конференцией Объединенных Наций и объединила представителей 44 государств, подписавших хартию ООН, включая СССР. В результате "холодной войны" страны Варшавского договора, Куба не участвовали в организациях Бреттон-Вудса. К концу 1988 года число членов Международного Валютного Фонда составило 151. К 1995 году большинство стран Восточной Европы стали его членами. Швейцария в соответствии со своими традициями является не полным участником организаций Бреттон-Вудса.
По Бреттон - Вудскому соглашению было создано три международных организации:
Международный валютный фонд (МВФ), которому поручено следить за деятельностью открытой и стабильной валютной системой;
Международный банк реконструкции и развития, который должен участвовать в финансировании инвестиций, необходимых для развития стран, опустошенных войной или другими бедствиями;
Международной торговой организации, для контроля за ограничениями в торговле.
Бреттон - Вудское соглашение заложило основы современной системы валютно-кредитных учреждений и в этом ее непреходящее значение.
Рассмотрим всемирные организации, обеспечивающие современную международную валютную систему:
Генеральная Ассамблея ООН, в том, что касается экономики, сосредоточила свои усилия на проблеме развития мировой экономики с целью ускоренного развития стран третьего мира;
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) была создана в 1964 году для разработки мер, способствующих расширению международной торговли для ускорения развития финансовых ресурсов развивающихся стран и международной торговли. В этих организациях нет явного господства развитых стран. При принятии решений каждая страна имеет один голос;
Международный валютный фонд имеет миссию в поддержании стабильности в международных валютных отношениях с целью способствовать экономическому росту, развитию международной торговли, обеспечения высокого уровня занятости и дохода. Для достижения этих целей МВФ определил "кодекс поведения", который, естественно, меняется со временем, и следит за соблюдением правил этого кодекса каждым из государств-членов. МВФ располагает значительными техническими и финансовыми возможностями для помощи государствам, испытывающим сложности с урегулированием платежных балансов, и финансовыми рычагами для отклонения в нужную сторону экономической политики стран, испытывающих серьезные трудности.
С начала 60-х годов создана примыкающая к МВФ "Группа десяти". Эта группа объединяет 10 ведущих промышленно развитых стран (США, Германию, Великобританию, Францию, Италию, Японию, Бельгию, Голландию, Канаду и Швецию) и Швейцарию, принявших Генеральное соглашение по займам. Эта организация постоянно трансформируется количественно и качественно, но главная задача это передача в МВФ дополнительных валютных ресурсов для разрешения трудностей международной валютной системы.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) или Мировой банк был создан с целью оказания помощи в восстановлении и развитии экономики входящих в него стран развитых стран, опустошенных Второй мировой войной. В настоящее время целью Мирового банка является содействовать экономическому и социальному прогрессу развивающихся стран, повышению эффективности их хозяйствования, чтобы их население имело более богатую и удовлетворительную жизнь. Голоса стран участниц МБРР распределяются пропорционально их долевым взносом с заранее оговоренными ограничениями. На 1987 год США имели 19,42 % голосов, Япония -5,52 % , Германия-5.49 %, Франция и Великобритания по 5,27 % каждая, что составляет более 40 % голосов. Членами банка являются 155 стран мира.
МБРР предоставляет кредиты обычно на срок до 20 лет для расширения производственных мощностей стран членов банка. Они выдаются под гарантии правительств стран членов банка.
МБРР предоставляет также гарантии по долгосрочным кредитам других банков. С середины 80-х годов МБРР увеличил долю кредитов , направляемых в сельское хозяйство (до 20 %), в здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15 % кредитов банка.
МБРР как и МВФ требует обязательного предоставления информации о финансовом положении страны - заемщика, кредитуемых объектах и содержании миссии банка, обследующей эти объекты. Необходимо отметить, что финансово - экономическое положение развитых всегда открыто. Все данные в настоящее время можно получить по каждой развитой стране по Интернету в январе - феврале данного года за предыдущий.
Международная ассоциация развития (МАР) была образована в 1960 году с целью предоставления льготных кредитов развивающимся странам (на срок до 50 лет с уплатой 0,75 %) годовых. В год МАР выдает до 5 млрд. долл.
Международная финансовая корпорация (МФК) создана в 1956 году для поощрения помещения частного капитала в промышленность развитых стран без гарантий правительств, в частные предприятия. Кредиты выдаются сроком до 15 лет в размере до 20 % стоимости проекта. Агентство по гарантиям многосторонних инвестиций осуществляет страховку капиталовложений от политического риска на случай экспроприации, войны, гражданских волнений, срыва контрактов.
Коме того в 60-х годах возникли региональные ( в Азии, Африке, Европе) банки развития и фонды.
Надежная система валютно-кредитных международных учреждений позволила достаточно успешно преодолеть целый ряд трудностей, связанных например с перераспределением золотого запаса и с нефтяным кризисом начала 70-х.
После рассмотрения основных международных валютно-кредитных учреждений и истории валютных систем рассмотрим современную международную валютную систему.
Вторая мировая война привела к новому перераспределению золотых запасов: около 4/5 всех государственных запасов золота сосредоточилось в США. Доминирование доллара в мировой валютной системе означало, что золотодевизный стандарт принял форму золотодолларового..
Это обстоятельство было официально закреплено в июле 1944 г. на конференции ООН в Бреттонвудсе (США), где были залажены основы послевоенной мировой валютной системы.
Принципы ее заключались в следующем:
золото признавалось основой мировой валютной системы;
роль основных валют, представляющих золото в международных расчетах и в инвалютных резервах, была отведена доллару и фунту стерлингов;
устанавливались твердые паритеты всех валют по отношению к доллару, а через него - к золоту и друг к другу; рыночные колебания валютных курсов вокруг фиксированного долларового паритета допускались в пределах 1%;
для регулирования мировой валютной системы был создан Международный валютный фонд(МВФ) и Международный банк реконструкции и развития(МБРР);
была отменена система валютных ограничений и восстановлена конвертируемость национальных валют.
Построенная на этих началах послевоенная мировая валютная система позволила ликвидировать хаос в сфере международных валютно-финансовых отношений.
Однако противоречивость Бреттонвудской системы - между стихийно - рыночным началом(золотом) и целенаправленно регулирующим долларом как основной резервной и расчетной валютой привела к:
разрыву между неизменной ценой золота и растущими ценами товаров и услуг;
гигантскому вывозу капиталов из США(с 1957 по 1971 г. в форме прямых инвестиций на сумму 54.2 млрд. долл.);
огромным военным расходам за рубежом;
увеличению дефицита платежного баланса США(с 1953 по 1972 г. - 69 млрд. долл.);
отрыву реального курса доллара от его золотого паритета.
Кроме того во второй половине 60-х годов Западная Европа и Япония вдвое превзошли США по размерам золотого запаса и объему экспорта. В результате перестала существовать даже та общеэкономическая основа, на которой держался золотодевизный стандарт, опирающийся на единственную ключевую валюту - доллар. Расстройство золотодолларового стандарта выражалось в массовых "сбросах" доллара на валютных рынках в форме "валютных лихорадок".
Поэтому с 1970 г. в рамках МВФ были введены специальные права заимствования (СДР), предназначавшиеся для пополнения валютных резервов стран - членов. СДР выполняют ряд функций мировых денег. Они распределяются пропорционально квоте стран в МВФ, поэтому основная их часть (от 2/3 до 3/4 ) приходится на промышленно развитые страны и 1/4 на развивающиеся страны. Первоначально курс СДР определялся по официальному золотому содержанию, приравненному к доллару США, затем по валютной корзине сначала 16, а теперь 5 основных национальных валют. СДР постепенно превращаются в главное резервное средство мировой валютной системы.
В этих условиях США провели две девальвации доллара - в 1971 и 1973 г., в результате чего официальная цена золота возросла до 42,22 долл. за тройскую унцию. К этому времени большинство правительств промышленно развитых стран сняли с себя ответственность за поддержание курса своей валюты в определенном соотношении с ее долларовым паритетом и перешли на режимы "плавающих" курсов. С 1973 г. золото продается и покупается по ценам, складывающимся на специальных товарных биржах золота, и цена на золото перестала оказывать непосредственное влияние на мировую валютную систему.
В такой ситуации остро встал вопрос о реформировании международных валютных отношений. В январе 1976 г. сессия Временного комитета МВФ утвердила ряд принципиальных изменений в Уставе МВФ, означавших официальную реорганизацию мировой валютной системы(Ямайское соглашение 1976 - 1978 гг.). Изменения в механизме валютных отношений вступили в силу с 1 апреля 1978 г. и состояли в следующем:
была отменена официальная цена золота(1/3 золотого запаса МВФ ликвидировалась путем продажи 1/6 этого запаса на открытых аукционах и возвращения еще 1/6 запаса странам - членам фонда); СДР (Special Drawing Rigts) были официально превращены в главный резервный актив мировой валютной системы.
Узаконивалась система "плавающих" курсов валют. Страны - члены могли выражать паритеты своих валют в СДР или какой - либо другой иностранной валюте (но только не в золоте). Была расширена сфера межгосударственного валютного регулирования, для чего в рамках МВФ был создан Совет на уровне министров стран - участниц по согласованию экономической политики.
С 1 января 1991 года стоимость единицы СДР определялась на основе средневзвешенного курса валют пяти стран. В "валютной корзине" были предусмотрены следующие доли валют: доллар США - 40 %, немецкая марка - 21 %, японская йена - 17 %, французский франк и английский фунт стерлингов - по 11 %. По состоянию на конец августа 1990 года 1 СДР равнялся 1,386 долл. США. Общая доля СДР в международных активах составляла всего 2,5 %. Состав "валютной корзины" СДР меняется каждые пять лет.
Сложившаяся валютная система во многом соответствует условиям мирового хозяйства и достаточно гибко отслеживает происходящие изменения.

3. Взаимосвязь функций денег
Функции денег как меры стоимости, как средства обращения и как средства образования сокровищ, накоплений и сбережений, как средства платежа, как мировых денег (или почти тоже самое, но в другой формулировке как счетной единицы, средства обращения и расчетов, а также средства накопления и резерва стоимости) всегда были взаимосвязаны. Эти функции вполне соответствуют определению денег, которое им дают иногда экономисты - "деньги - товар, на который можно обменять любой другой товар". Среди того, что участвует в обмене бывают очень дорогие товары или ресурсы. К примеру, современный рентабельный автомобильный завод стоит не менее одного миллиарда долларов, что соответствует стоимости 40000 автомобилей. Если лишить деньги функции накопления и резерва стоимости, то современная индустрия просто не сможет существовать.
Современная денежная система стремиться объединить все три функции в одних видах денег. В связи с развитием банковских технологий кредитные карточки уже во многом заменяют бумажные и металлические деньги, не говоря уже о чеках и различных вкладах. На место разнообразия видов денег идет разнообразие кредитно-финансовых институтов. В развитых странах с устойчивой валютой, вклад в банк с помощью пластиковой электронной кредитной карточки выполняет сразу все функции, не зависимо от воли вкладчика.
Ввиду случайности сделок и несовпадения временных моментов получения платы за предоставляемые ресурсы и расходов на товары и услуги всегда в тот или иной момент времени происходит накопление денежных ресурсов у тех или иных экономических агентов. Если существует сеть финансовых институтов, способных аккумулировать эти излишки и предоставлять эти излишки экономическим агентам, для приобретения и создания новых ресурсов, то деньги автоматически из средства обращения и меры стоимости превращаются в средство накопления и резерва стоимости. Причем они способствуют постоянному увеличению производства ресурсов, товаров и услуг, приносят прибыль и приумножаются. Поэтому они становятся наиболее привлекательными среди всех возможных средств накопления богатств.
Некоторые явления в экономике, которые нарушают свойства денег: инфляция, дефляция, девальвация, ревальвация, банкротство кредитно - финансовых учреждений, экспроприация денег государством, частые изменения правил обращения финансов, экспроприация со стороны мафиозных структур, нарушения выплат за предоставленные ресурсы, поощрение бартерных сделок, незаконные платежи и т.д.
Инфляция объясняется большинством экономистов из очевидного тождества
M*V = P*Q,
где М - количество денег, объем денежной массы выпущенных государством в данном году, V - скорость обращения денег или число переходов суммы М из рук в руки, P - средняя цена товара, Q - количество произведенных и проданных товаров за один год. Если объем денежной массы растет при постоянстве всех остальных величин тождества, то цены растут, это значит, что деньги обесцениваются. Государство довольно часто вынуждено увеличивать величину денежной массы, что бы покрыть увеличивающиеся расходы за счет "сеньоража". Сеньораж - доход, получаемый государством от печатания денег.
Сеньораж можно рассматривать как дополнительный инфляционный налог на граждан. Подобный налог бывает необходим во время "горячей" или "холодной" войны; при неэффективном использовании ресурсов по вине государства; при несправедливом распределении доходов между разными слоями населения, для смягчения социальной напряженности. Окончание войн как правило (для побежденной стороны обязательно) сопровождается гиперинфляцией, как результат выпуска лишних денег во время войны.
Гиперинфляция может возникнуть из-за чрезмерной монополизации экономики.
Монополии не реагируют на закономерное (закон убывающей отдачи) сокращение спроса на свои товары, через лоббистов получают кредиты на поддержание уровня производства и оплаты издержек. При этом Q в тождестве начинает резко сокращаться, что вызывает резкий рост цен и раскручивание гиперинфляции и стагнации.
Именно быстрый и непредсказуемый рост цен (гиперинфляция) нарушает функции денег. При гиперинфляции экономические агенты стремятся использовать для накопления товары длительного пользования или недвижимость. Как средство обмена часто используются не дорогие товары, чьи потребительские свойства достаточно долго сохраняются (сигареты, спиртные напитки, баночное пиво). Что - то подобное было в России в 1991 году, в Анголе в 80-е годы. При гиперинфляции не выгодно давать кредиты. Они всегда убыточны. Поэтому кредиты выдаются не по принципу экономической целесообразности, а по "знакомству", что увеличивает скорость обращения денег, но не увеличивает объем производства товаров.
Во время гиперинфляции экономические агенты очень часто стремятся использовать иностранную валюту. Для более или менее открытых экономик борьба с использованием иностранной валюты в виде средства обращения и накопления "под подушкой" практически мало эффективна.
Отказ агентов использовать национальную валюту приводит к нарушению деятельности финансово - кредитной системы. Банки разоряются. У устоявших банков не хватает средств для организации нормальной деятельности. Медленно осуществляются все операции. Люди стоят в очередях, как для внесения вкладов, так и для получения причитающихся денег. Предприятия предпочитают бартерные сделки как в процессе сделок между собой так и для сделок с гражданами.
Исключение одной функции денег сводит на нет и другие функции. Выше перечислены способы и институты, которые не позволяют на длительный период ослаблять одну из функций денег.
4. Условия правильного выполнения деньгами различных функций и их влияние на устойчивость денег.
Для выполнения функций деньги должны обладать следующими свойствами:
Стабильность. Стоимость денег должна быть примерно одинаковой на протяжении достаточно длительного времени и не зависеть от места и владельца.
Портативность. Деньги должны быть достаточно малы и легки.
Износостойкость. Деньги не должны физически портиться со временем и в процессе эксплуатации.
Однородность. Деньги одного и того же достоинства должны иметь равную стоимость. Рубль наличный и безналичный должен стоить одинаково.
Делимость. Размен сколь угодно большой суммы не должен вызывать затруднений.
Узнаваемость. Деньги должны быть легко узнаваемы и их нельзя подделать.
Владелец денег должен быть обеспечен "пучком прав" собственника: право владения; право использования; право управления; право на доход; право суверена, т.е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага; право на безопасность, т.е. право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды; право на передачу благ в наследство; право на бессрочность обладания благом; запрет на использование способом, наносящим вред внешней среде; право на ответственность в виде взыскания за причиненный ущерб внешней среде; право на остаточный характер, т.е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий.
Условия, которые обеспечивают необходимые свойства денег создает государство, с согласия общества.
Многие свойства денег пропадают или ослабляются при гиперинфляции. При гиперинфляции деньги не стабильны; безналичные деньги дешевле, иногда многократно, наличных, мелкая монета выпадает из обращения; размен крупных купюр превращается в маленькую, но повседневную проблему; нарушение денежного обращения, рост преступности, банкротство банков лишает владельца денег пучка прав собственника.
Блестяще была остановлена гиперинфляция в Западной Германии после Второй мировой войны. Денежная реформа сократила объем денежной массы путем массового изъятия части крупных вкладов через обмен новой марки на старую как 1 к 10 и более. Одновременно реформа поощрила рост производства товаров через сохранение размеров заработной платы в новых марках. Поощрение свободы предпринимательства, установление разумных высоких импортных пошлин с одновременным сокращением государственных расходов на вооружение и административный аппарат увеличило рост производства товаров и услуг.
Богатый полезный материал дает опыт борьбы с гиперинфляцией в Японии, Великобритании, Франции и других стран после Второй мировой войны.
Деньги не могут выполнять свои функции в больной экономике и экономика не может подняться без нормального денежного обращения.
Из выше сказанного можно перечислить следующие меры и условия для нормализации функционирования денег в России:
Совершенствования структуры управления финансами.
Развитие предпринимательства и особенно малых предприятий. Число малых предприятий в России должно быть не менее 7 миллионов, вместо 1,8 предприятий всех форм собственности на конец 1996 года.
Нормализация налогообложения. Необходимо сделать ставку на подоходный налог. Граждане должны отчитываться на только по доходам , но и по расходам. Это даст возможность изымать лишние деньги из оборота там, где они скапливаются.
Поощрять инвестиции за счет освобождения от налогов.
Жесткая бюджетная дисциплина, особенно на региональном и местном уровне.
Жесткий контроль за деятельностью финансовых и кредитных учреждений с точки зрения кредитования и своевременности осуществления платежей.
Ограничить, используя не популярные меры, вывоз валюты за рубеж, покупку недвижимости за границей, поездки за границу, не приносящие доходов стране.
Прекратить кредитование убыточных предприятий.
Сократить государственные расходы особенно на региональном и местном уровне.
Защитить вклады населения от банковских банкротств.
Считаю необходимым привести пример структуры Федеральной резервной системы США. Назначение членов Совета управляющих сроком на 14 лет возможность данной администрации менять только одного члена Совета делает этот орган независимым от политической конъюнктуры. Частичная зависимость от исполнительной и государственной власти присутствует, но избранная на четыре года власть не может менять правила денежного обращения в стране.
Кроме того, федеральные резервные банки, являясь независимым кредитором всех уровней государственной власти заставляют их исполнять бюджет и исполнять все обязательства по платежам. Комитет и Консультативный совет выполняют роль связующего звена с общественностью и дополнительным гарантом независимости финансово-кредитной системы и обращения денег от политической невоздержанности избираемой власти. По мнению многих ученых Великая депрессия 30-х годов в США не привела к гиперинфляции благодаря в основном двум причинам: удачной структуре Федеральной резервной системы и фермерскому сельскому хозяйству. 20 миллионов фермеров не допустили роста цен на продовольствие, участвуя в чистой конкуренции.

схема 1.











Система монетарного контроля Федеральной резервной системы США
Стержнем денежной и банковской системы является Совет управляющих Федеральной резервной системы. Семь членов Совета назначаются президентом с одобрения Конгресса. Им устанавливаются сроки полномочий 14 лет, но вместе с тем каждые два года заменяется один член Совета. Это делается для того, чтобы дать возможность совету действовать последовательно, иметь компетентных членов, быть независимым и пользоваться автономией. Назначение, а не избрание состава Совета имеет целью отделить кредитно-денежную политику от политики партий.
Совет управляющих отвечает за общее руководство и контроль над работой денежной и банковской системы страны. Председатель Совета - самый влиятельный руководитель центрального банка в мире. Эффективность мероприятий Совет, которые должны соответствовать общественным интересам и способствовать общему экономическому благосостоянию, достигается с помощью определенной техники управления денежным предложением.
В формировании банковской политики Совету Управляющих помогают два важных органа. Один - Комитет открытого рынка определяет политику Федеральной резервной системы в области закупок и продажи государственных облигаций на открытом рынке. Эти операции представляют собой наиболее важный способ воздействия руководящих кредитно-денежных учреждений на предложение денег. Другой - Федеральный консультативный совет периодически проводит встречи с Советом управляющих и высказывает свои соображения по банковской политике. Федеральная резервная система независимая организация, она не может быть упразднена или признана недееспособной по прихоти президента; конгресс тоже не может изменить ее роль и функции иначе, как специальным законодательным актом.
В связи с появлением большого числа банков в США выросло и число банкротств. В США страхуются вклады, размером не более 100 тыс. долл.
В Росси принят закон о страховании, приведенная ниже формулировка не показывает механизма страхования. Подобные недостатки Российского законодательства, к сожалению, постоянны, что говорит о закрытости государственных органов от граждан.
Федеральный закон Российской Федерации
"О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР"
"О банках и банковской деятельности в РСФСР" от 03.02.96 г. № 17-ФЗ (извлечение)
Статья 38. Федеральный фонд обязательного страхования вкладов
Для обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств граждан и компенсации потери дохода по вложенным средствам создается Федеральный фонд обязательного страхования вкладов. Участниками Федерального фонда обязательного страхования вкладов являются Банк России и банки, привлекающие средства граждан. Порядок создания, формирования и использования средств Федерального фонда обязательного страхования вкладов определяется федеральным законом.
Заключение.
Функции и свойства денег зависят от состояния экономики. Но и организация денежного обращения влияет на экономику. Поэтому трудно сказать с чего надо начинать для вывода страны из экономического кризиса. Очевидно, что преобразования экономики и финансов должны происходить с минимальным разрывом по времени, и финансовая система должна отслеживать объективные требования экономики.
Деньги являются обязательной и неотъемлемой составной частью современной экономики, без них невозможно успешное ее существование. Деньги являются особой экономической категорией, через которую можно выразить почти все экономические процессы и явления. Их сущность вытекает из функций ими выполняемых. Функции денег тесно между собой взаимосвязаны, так как выражают сущность одной экономической категории. Функционирование денег в международном обороте есть отражение их функционирования во внутреннем обороте, но имеет специфические особенности и требует отдельного рассмотрения.
Правильное функционирование денег может быть обеспечено лишь при соблюдении ряда обязательных условий, а обеспечение этих условий является первостепенной задачей.
Принимая во внимание эти выводы, нужно учитывать всю полноту ответственности за свои действия и направлять свои усилия на обеспечение стабильности и эффективности функционирования денежной системы России.
Финансовая система макроэкономического агента (отдельной страны, региона и мира) должна быть, возможно, более открытой для пользователей и быть готовой к изменениям в денежном обращении без значительных перестроек системы. Всякая перестройка финансовой системы, особенно структурная, требует больших временных, интеллектуальных и материальных затрат. Организация финансовой системы с самого начала должна быть как можно более независимой по отношению к узкогрупповым интересам. Всегда надо учитывать тот факт, что либеральная, открытая экономика и финансовая система склонны к саморегулированию.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Анализ экономики. Учебн./Под ред. В.Е. Рыбалкина. - М.: МО, 1999.
Балаш В.А., Гурылева Е.К., Прокофьев С.Е. Организация денежно-кредитного регулирования. Учебное пособие. Саратов. Издат. Центр СГЭА, 1998
Гражданский кодекс Российской Федерации, ч.1. М., 1995г.
Гражданский кодекс Российской Федерации, ч.2. М., 1995г.
Денежное обращение и кредит при капитализме. / Под ред. Л.Н. Красавиной. - М.: "Финансы и статистика", 1989.
Деньги, кредит, банки: Учебник/Под. ред. О. И. Лаврушина. -М.: Финансы и статистика, 1999.
Жуков Е. Ф. Деньги, кредит, банки. -М.: Банки и биржи. Издательское объединение "ЮНИТИ", 1999.
Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. Л. И. Красавиной. М., 1998.
Мишель Пебро. Международные экономические, валютные и финансовые отношения М., Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994
О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О банках и банковской деятельности в РСФСР " от 3.02.1996 г. № 17 - ФЗ
Общая теория денег и кредита. Под ред проф. Е.Ф.Жукова, М. "Банки и биржи", Издательское объединение "Юнити", 1995г.
Пьер Берже. Денежный механизм М., Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1993
Симпсон Т.Д. Федеральная резервная система США. "Деньги и кредит. "№2, 1992г.
Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция.: Учебн. Пособие для ВУЗов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,1999 - 344с.
Финансовая организация и деятельность Международного валютного фонда. - Вашингтон, 1994.
Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. /Под ред. проф. Л. А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ. Финансы, 1997.
Шаров А. Н. Эволюция денег при капитализме. - М.: Финансы и статистика,1990- 139с.
53

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Теория статистики
 Административное право (задачи) 8
Ваши отзывы
Здравствуйте. Подтверждаю получение заказа. Огромное спасибо за столь короткие сроки. Еще раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!
Николай

Copyright © www.refbank.ru 2005-2018
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат www.refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.