Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Бухгалтерский учет поступления и выбытия основных фондов
 Разработка экспертной поисковой системы подбора материала для учебно-аттестационного процесса
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Как выбрать высшее учебное...
 Казино Вулкан (Vulkan) - это бренд, который является...
 Дипломы для ВУЗа - покупать, или...
 Попробуйте поиграть в разные онлайн слоты в казино...
 Сила разума: свободный университет сделает Японию...
 Вулкан Вип — играйте в казино...
 Управление бонусами казино Адмирал в ваших...
 Студентам на заметку. Тебя уволили: руководство к...
 Где оптовая продажа стеклобанок...
 Знаю, значит...
 Направления Государственной политики туризма и...
 Недорогая гостиница г....
 Слова, которых стоит...
 Игровая система "Лотерея" для...
 Колин - Институт политических и общественных наук в...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Налоги и налогообложение

курсовая работа

Влияние налогов на российскую экономику




СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 5
1.1. Содержание налогов 5
1.2. Классификация налогов 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ 16
2.1. Влияние налогов на экономику 16
2.2. Налоги как источник федеральных
и региональных бюджетов 23
2.3. Налоговые реформы в российской экономике 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 44
ВВЕДЕНИЕ
Проведение рыночных преобразований в России невозможно без создания эффективной системы налогообложения. Проблемы бюджета, бюджетного процесса неразрывно связаны с налоговой системой.
Источником налогов является созданная в процессе производства стоимость - национальный доход. Первичное распределение национального дохода дополняется вторичным распределением, или перераспределением, где налогам принадлежит важное место.
Кроме общественного содержания, налоги имеют материальную основу, представляют собой часть денежных доходов, национального дохода, отчужденную государством.
Налоги составляют значительную долю в доходной части бюджетов различных уровней. Зачисление налоговых поступлений в бюджеты разного уровня и во внебюджетные фонды осуществляется в порядке и на условиях, определяемых системой законодательства РФ о налогах и сборах, а также законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации.
Одним из основных элементов государственного регулирования экономики является фискальная политика государства, посредством которой оно регулирует систему мер в области правительственных закупок и услуг, а также налогообложения.
Очевидно, что чем выше налоги, тем меньшим доходам будет располагать население, а значит, тем меньше покупать и сберегать. Поэтому разумная налоговая политика предполагает всесторонний учет всех факторов, которые могут стимулировать, либо тормозить экономическое развитие и благосостояние общества.
Еще Монтескье в своем сочинении "О духе законов" (1748 г.) отмечал "Ничто не должно столь точно регулироваться мудростью и разумом, как соотношение между той частью, которую забирают у подданных и той, которую им оставляют. Французский философ Поль Анри Гольбах (1723-1789 г.г.) в своих произведениях "О правителях", "О свободе" и "О политике вообще" весьма подробно рассматривал вопросы налогообложения.
Несомненно, что эти взгляды великих мыслителей по налоговым вопросам отражают суть прогрессивных отношений государства и каждого индивида на все времена, актуальны и сегодня, и должны учитываться при совершенствовании налоговых систем.
Исследования в области налогов в последние годы отличаются более конкретным, прикладным характером, поскольку теоретические положения в области налогообложения были разработаны уже давно и нашли отражение в фискальной политике и финансовом законодательстве многих развитых стран мира.
Данная проблема рассматривалась многими отечественными экономистами, в том числе В. Пансковым, Д. Черником, А. Перовым, Т. Юткиной, М. Романовским.
Целью данной курсовой работы является изучение влияния налогов на российскую экономику.
В задачи курсовой работы входит:
рассмотреть теоретические основы налогообложения;
раскрыть сущность налоговых реформ в России;
показать значение налогов для развития экономики России.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1. Содержание налогов
Прежде всего, остановимся на необходимости налогов. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти..." 1. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Итак, налогообложение - это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Главные принципы налогообложения - это равномерность и определенность. Равномерность - это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.
Денежные средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику, какой-либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей - это и есть их сущность.
Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей важно определить основные принципы налогообложения, которые сформулировал Адам Смит в форме четырех положений, четырех основополагающих, можно сказать, ставших классическими принципов, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:
1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т. е. соразмерно доходу, который он получает. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.
2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому...
3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика...
4. Каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.
Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений, они стали "аксиомами" налоговой политики.
Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени. Современные принципы налогообложения получились таковы:
1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).
2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.
3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.
4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.
6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.
Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.
Итак, налоги - неотъемлемый элемент рыночной экономики.
Налог - обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований2.
Субъекты налогообложения (плательщик налога) - юридические и физические лица, обязанные в соответствии с законом уплачивать налоги. Основным признаком плательщиков налогов является наличие самостоятельного источника дохода.
Объект налогообложения возникает вследствие юридических факторов (действий, событий, состояний), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог. Законодателем устанавливается исчерпывающий перечень объектов налогообложения.
От величины налогового бремени зависит объем изымаемых в бюджет средств. Связь этих двух показателей носит сложный характер и описывается так называемой кривой Лаффера.
По мере роста ставки (Т) от нуля до 100% налоговые поступления растут от нуля до определенного максимального уровня, а затем вновь снижаются до нуля. Налоговые поступления падают после некоторого значения ставки, поскольку более высокие ставки налога сдерживают активность хозяйствующих субъектов, вследствие чего налоговая база сокращается.
Т
А


В
0 Дmax Д
Рис. 1. Кривая Лаффера

Так, налоговые поступления при ставке 100 % сокращаются до нуля, ибо такая ставка налога фактически имеет конфискационный характер и останавливает всякую производственную деятельность плательщиков. Напротив, при переходе от точки А к точке В, т.е. при значительном снижении налоговой ставки, в бюджет будет поступать равный объем средств. Отсюда вывод: более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, инновациям, принятию деловых рисков. В результате расширившаяся налоговая база сможет поддержать налоговые поступления на прежнем уровне, даже если ставки налога снизятся.
Параметры кривой Лаффера носят эмпирический характер. Это означает, что на практике сложно ответить на вопрос, при какой конкретной ставке налога начинается снижение налоговых поступлений в бюджет.
Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.
Выделяют пять функций налогов: фискальная, распределительная, регулирующая, контрольная и поощрительная3.
Фискальная функция - собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Данная функция - суть основная функция налогообложения. Именно посредством фиска налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций.
Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает в конечном счете гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров. Ту же цель преследует механизм прогрессивного налогообложения, связанный с возрастанием налоговых ставок по мере роста величины доходов плательщика.
Регулирующая функция налогов стала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Эта функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма. Налоговое регулирование выполняет три подфункции:
стимулирующая подфункция направлена на развитие определенных социально-экономических процессов; реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений);
дестимулирующая подфункция посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию определенных социально-экономических процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов;
подфункция воспроизводственного назначения реализуется посредством платежей: за пользование природными ресурсами, в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.
Контрольная функция налогообложения означает, что государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих конституционных функций.
Поощрительная функция налогообложения предусматривает особый порядок обложения налогом определенных категорий граждан, имеющих заслуги перед обществом. Эта функция налогов имеет социальную направленность. Она отличается от уже рассмотренной стимулирующей подфункции регулирующей функции налогообложения, поскольку трудно представить, что граждане участвуют в боевых операциях, совершают героические поступки для того, чтобы впоследствии иметь налоговые льготы.
1.2. Классификация налогов
Классификация налогов позволяет установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий налогообложения и взимания, специфических административно-финансовых мер.
Тот или иной способ классификации налогов основан на ряде критериев. Множественность способов классификации налогов имеет то положительное свойство, что один и тот же конкретный налог, относимый в разных классификациях к различным группам, получает различные оценки и характеристики, что способствует его всестороннему изучению и познанию. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить содержание и суть.
Существует несколько принципов классификации налогов:
1) по способу взимания налогов;
2) по субъекту налогообложения (налогоплательщику);
3) по объекту налогообложения;
4) по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;
5) по целевой направленности введения налога.
Налоги бывают двух видов. Первый вид - налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид - налоги на товары и услуги: налог с оборота - в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги4.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.
Таблица 15
Различия между косвенными и прямыми налогами Прямые налоги Косвенные налоги 1. В правоотношения по поводу взимания налогов вступают два субъекта: бюджет и налогоплательщик В правоотношения по поводу взимания налогов вступают три субъекта: бюджет, носитель налога и юридический налогоплательщик как посредник между ними 2. Величина налогов непосредственно зависит от результатов финансово-хозяйственной деятельности плательщика Величина налогов не зависит от результатов финансово-хозяйственной деятельности плательщика 3. Эти налоги подоходно-поимущественные Эти налоги имеют объектом обложения обороты по реализации товаров (работ, услуг)
Прямые налоги в свою очередь делятся на личные и реальные. Личные налоги уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли). Так, предприятия уплачивают налог с суммы прибыли, подсчитанной на основе полученной выручки и произведенных расходов. Эти налоги учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика. Реальными налогами облагается не действительный, а предполагаемый средний доход налогоплательщика, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения (недвижимой собственности, денежного капитала и т.п.). Реальными налогами облагается прежде всего имущество, отсюда и их название (real (англ.) - имущество).
Во многих случаях невозможно определить доход, который получен от имущества либо вида деятельности, или проконтролировать правильность объявленного плательщиком дохода. Например, сложно проконтролировать водителя такси. В таких ситуациях установление платы за патент на перевозку людей в размере налога с предполагаемого дохода облегчит техническую сторону налогообложения.
Другой причиной взимания реальных налогов является стремление уравнять лиц, использующих имущество производительно и непроизводительно. Налогообложение доходов освободило бы от налогов лиц, использующих имущество, например земельный участок, только для отдыха.
В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды).
По субъекту налогообложения налоги делятся на три группы:
налоги, взимаемые только с юридических лиц;
налоги, взимаемые только с физических лиц;
налоги, взимаемые как с юридических, так и с физических лиц6.
По объекту налогообложения налоги могут классифицируются на:
1) налоги, уплачиваемые с прибыли (доходов), - налог на прибыль, налог на дивиденды, налог на доходы от долевого участия в деятельности других предприятий и организаций;
2) налоги, взимаемые с выручки от реализации продукции (работ, услуг), - налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на пользователей автомобильных дорог и т.д.;
3) налоги с имущества - налог на имущество предприятий, налог с владельцев транспортных средств;
4) платежи за природные ресурсы - земельный налог и арендная плата за землю, плата за воду, лесной доход;
5) налоги с фонда оплаты труда - налог на нужды образовательных учреждений, транспортный налог, сбор на содержание милиции, благоустройство территории и другие цели и т.д.
По целевой направленности введения налогов они делятся на универсальные и целевые.
Налоги имеют два свойства:
обязательность, т. е. изъятие государством определенной части доходов налогоплательщика в виде обязательного взноса;
безэквивалентность, т. е. уплата налогов налогоплательщиком не сопровождается прямым встречным исполнением со стороны
государства каких-либо обязательств.
В этой связи универсальный налог можно рассматривать как обязательный, безэквивалентный платеж, не имеющий конкретных направлений своего использования (налог на прибыль, налог на добавленную стоимости и др.).
Целевыми налогами являются сборы и пошлины.
Сбор - это всегда целенаправленный платеж, являющийся платой государству за оказанные услуги налогоплательщику. Сбор может быть безадресным платежом с определенного вида деятельности или за право осуществления такой деятельности (сбор за право торговли, сбор за право проведения местных аукционов и лотерей и. т.д.).
Пошлина - это денежный сбор, взимаемый с юридических и физических лиц за совершение специально уполномоченными органами действий и за выдачу документов, имеющих юридическое значение.
Наконец, по уровню бюджета, в который зачисляется платеж, налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Здесь, впрочем, следует иметь в виду, что, поскольку налоги являются регулирующими доходами бюджета, из того, что тот или иной налог относится, например, к федеральным, вовсе не следует, что весь сбор от него поступает в федеральный бюджет. Он распределяется между уровнями бюджета.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ
2.1. Влияние налогов на экономику
Важным инструментом регулирования структуры экономики и предпринимательской деятельности являются налоги. Изучение опыта западных стран показывает, что, несмотря на разные точки зрения на роль налогов, практически везде признается необходимость их применения. Интенсивность фискального регулирования зависит от уровня социально-экономического развития и стадии хозяйственного цикла. Так, в периоды кризиса и резкой дифференциации уровня жизни населения государство, как правило, использует данный инструмент более активно.
Для налогового регулирования экономики в России используются те же инструменты, что и в развитых странах:
специальные режимы фискального обложения;
пониженные ставки;
льготы в виде полного или частичного освобождения от налога определенных категорий плательщиков, отдельных видов деятельности и доходов по ним;
перенесение сроков уплаты налогов и сборов на более поздний срок7.
Однако у нас их применение не дало ожидаемых результатов. Причина в том, что их использование было некомпетентным, в частности, не учитывались состояние экономики и специфика налогов, не определялись последствия реализации тех или иных мер. Одновременно увеличивалось общее количество взимаемых налогов и их ставки (правда, благодаря льготам некоторые предприятия сумели остаться прибыльными).
В России налоговое регулирование экономики в 1992-1998 гг. не отвечало общепринятым принципам, установленным еще А. Смитом и ставшим аксиомами фискального обложения (соответствие налогов уровню платежеспособности облагаемого субъекта; определенность и экономичность налогов; удобство и простота техники их взимания). Идеей фикс государства было сокращение бюджетного дефицита. Для ее достижения количество налогов и их ставки увеличивали даже в условиях экономического кризиса, вызванного "шоковой терапией" (т.е. при сокращении объемов производства и собственных оборотных средств у предприятий). Чрезмерное усиление фискального бремени усугубило и без того тяжелое положение предприятий. Финансовый кризис 1997-1998 гг. вскрыл нарушение допустимого предела налогообложения.
С 1999 г. в России концепция налогообложения изменилась. В частности, был осуществлен переход к принципу нейтральности обложения (как и в развитых странах). Однако, и этот вариант налоговой реформы не соответствует социально-экономической ситуации и стратегическим целям, провозглашаемым государством.
Нейтральность налогообложения предполагает высокий уровень развития экономики. Суть данного принципа обложения в том, чтобы не оказывать влияния на мотивы поведения предпринимателя, выбор вида деятельности и соответственно вложение капитала. При сегодняшней слабости и неустойчивости отечественной экономики, а также необходимости ее структурных преобразований провозглашение указанного принципа является стратегически поспешным и экономически не обоснованным решением8.
Рост совокупного уровня налогообложения в 1992-1998 гг. сопровождался утверждениями, что он в России примерно такой же, как в развитых странах. Для сравнения использовался показатель доли налогов и сборов в ВВП. Но во внимание не были взяты резкое сокращение собственных оборотных средств и низкая платежеспособность отечественных предприятий, в то время как финансовое положение западных предпринимателей гораздо устойчивее. А ведь предельная граница обложения зависит от финансового положения налогоплательщика и не может быть у нас такой же, как в развитых странах.
Действительно, для экономики в целом тяжесть фискального бремени общепринято определять по доле налогов и сборов в ВВП. Но в развитых странах при этом учитываются все налоги и сборы, уплачиваемые предпринимателями, в том числе и страховые взносы в социальные фонды. В России же страховые взносы в государственные внебюджетные социальные фонды до 2001 г. не входили в систему налогов и соответственно в расчет фискального бремени.
Для устранения данного недостатка и приведения к сопоставимости налоговой нагрузки российских организаций был произведен ее расчет с учетом отчислений в целевые бюджетные (дорожные фонды и др.) и внебюджетные социальные фонды (ПФ, ФСС, ФОМС, ФЗ), которые по своей сущности являются налогами и уменьшают прибыль, остающуюся в распоряжении предпринимателей (табл. 2).
Из табл. 2 видно, что бремя налогов и сборов было фактически тяжелее, чем это определялось правительством РФ (когда в расчет брались лишь суммы налоговых поступлений в бюджет) и даже чем при расчете по технологии, принятой в развитых экономиках.
Таблица 2
Доля налогов и сборов в ВВП (%)9
Год Доля налогов в ВВП, учитывая их отчисления бюджет бюджет и целевые бюджетные фонды бюджет, целевые бюджетные и внебюджетные фонды 1999
2000
2001
2002
2003 21,2
24,2
25,3
26,4
26,8 23,4
27,8
29,3
30,2
31,5 33,4
34,6
34,9
36,5
37,4
Реальная налоговая нагрузка по отраслям экономики неравномерна и по России, и по регионам. В наиболее выгодных условиях находятся финансовая сфера, торговля и обслуживание, поскольку у них срок оборота капитала меньше и окупаемость затрат быстрее. Так, первая (банки) при высоком уровне доходов имеет очень низкую нагрузку - около 4% всех фискальных поступлений, в то время как доля промышленности составляет примерно 40%10. С другой стороны, несмотря на немалые льготы, доля расходов на уплату налогов у сельскохозяйственных товаропроизводителей в течение этого периода была почти в 2 раза выше, чем у предпринимателей, занятых в сфере торговли и общественном питании (табл. 3).
Причины этого в том, что в сельском хозяйстве затраты велики, а срок их окупаемости более длительный, чем в торговле.
Эффективность государственной поддержки сельского хозяйства в развитых странах обеспечивается комплексной системой мер налоговой, кредитной и ценовой политики. В России же кредитная политика не учитывала негативные последствия инфляции для предпринимателей. Кроме того, в рассматриваемый период в силу общей неустойчивости в стране банки предпочитали выдавать краткосрочные кредиты. Но такой вид кредитования из-за естественной длительности оборота капитала неприемлем для сельского хозяйства. Как следствие имела место замена денежных кредитов товарными, например в виде горюче-смазочных материалов. Это способствовало увеличению налоговой нагрузки, ибо сельскохозяйственные предприятия для осуществления своей хозяйственной деятельности были вынуждены продавать часть горюче-смазочных материалов, что приводило к возникновению объектов обложения по НДС, налогу на прибыль, налогу на реализацию ГСМ и другим налогам с оборота. В результате такой "помощи" росла задолженность сельскохозяйственных товаропроизводителей перед бюджетом.
Таблица 3
Удельный вес задолженности по налогам и сборам в бюджетную
систему в общей сумме налогов, подлежащих уплате в бюджет11
Годы Показатель 1996 трлн руб. 1997 трлн руб. 1998 млрд руб. 1999 млрд руб. 2000
млрд руб. Сумма налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет 601,2 775,9 823,6 1385,7 2107,7 Задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему 128,2 181,8 259,0 378,2 463,7 Удельный вес задолженности (%) 21,3 23,4 31,4 27,3 22,0
С 2001 г. снизилась совокупная фискальная нагрузка на предприятия в результате отмены (снижения) налогов с оборота, фонда оплаты труда и относимых на себестоимость продукции (работ, услуг). При введении этих мер рассчитывали, что при условии стабильности экономики за счет увеличения базы возрастут поступления по налогу на прибыль и прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий.
Но в последние годы наметилась тенденция на сокращение количества льгот по видам налогов и отраслям экономики. Уменьшились также льготы по регионам, в том числе для закрытых административно-территориальных образований.
С 1.01.2002 г. ставка налога на прибыль снизилась до 24%, но одновременно были отменены льготы. Думается, что результат от данной акции не будет таким же эффективным, как в 1999-2000 гг., потому что в предыдущие годы льготы позволяли уменьшать сумму выплат по этому налогу на 50%. Это равносильно ставкам 15-17% при действовавших в зависимости от региона 30-35%. Анализ влияния реформы налогообложения на основные отрасли экономики и предпринимательскую деятельность позволил сделать следующие выводы.
1. Реформа налоговой системы не обеспечила структурной перестройки экономики ни по России в целом, ни в регионах. Увеличение объема фискальных поступлений (в абсолютных суммах) в 1992-1998 гг. было в значительной мере обусловлено инфляцией, а не экономическим ростом12.
2. Уровень налогообложения предпринимателей зависел от сферы деятельности, так как по отдельным видам налогов федеральными законами были установлены отраслевые льготы. Степень влияния фискального обложения обусловлена отраслевой особенностью структуры и объемом затрат, скоростью оборота капитала. Наиболее высок уровень налоговой нагрузки в промышленности, самый низкий - в банковской сфере. В сельском хозяйстве, несмотря на наличие льгот, он был выше, чем в торговле. Наибольший удельный вес в затратах на уплату налогов и сборов имеют промышленность, строительство, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, а наименьший - торговля и общественное питание.
3. Различия в уровне налогообложения основных отраслей экономики отразились на динамике малых и убыточных предприятий. В среде малого бизнеса преобладают предприятия торговли и общественного питания, причем их доля ежегодно увеличивается. В то же время наблюдается негативная тенденция по ежегодному сокращению числа крестьянских (фермерских) хозяйств, резкому увеличению количества убыточных сельскохозяйственных предприятий.
4. Последствия фискального обложения зависят от эффективности производства. Тяжесть такой нагрузки определяется не только величиной совокупного налогового изъятия, но и финансовым состоянием организаций. Поэтому допустимый предел обложения не может быть одинаковым для налогоплательщиков развитых стран и России.
5. Индикаторами допустимого предела налогообложения является динамика:
ВВП и ВДС (в сопоставимых ценах); объема производства (в сопоставимых ценах) по отраслям;
размера суммы налоговых платежей, объема задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему и ее удельного веса в общей сумме начисленных налогов и сборов;
числа малых и убыточных (прибыльных) предприятий по отраслям.
Превышение допустимого предела налогообложения в 1996 и 1998 гг. подтверждают резкое сокращение объемов производства (в сопоставимых ценах), снижение налоговых доходов и увеличение задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему.
6. Для стимулирования предпринимательской деятельности в приоритетных отраслях необходимо достижение эффективности использования налоговых инструментов. При определении предела обложения следует учитывать совокупное фискальное бремя и платежеспособность различных категорий хозяйствующих субъектов. Тяжесть последствий налогов и сборов во многом зависит от источника их уплаты. При прогнозировании влияния предполагаемых изменений экономически обосновано определять уровень фискальной нагрузки по отношению к добавленной стоимости.
7. Реализация принципа нейтральности налогообложения фактически оказывает неодинаковое влияние на финансовое положение предприятий различных отраслей. Сохраняется зависимость благосостояния России от сырьевого сектора и мировых цен на нефть и газ. Для осуществления структурных преобразований экономики и развития предпринимательства в ключевых и важных для общества сферах деятельности должен доминировать принцип эффективности налогообложения. Следует целенаправленно использовать систему дифференцированных налоговых льгот для приоритетных отраслей. При реформировании налоговой системы необходимо учитывать отраслевые особенности последствий фискального обложения.
2.2. Налоги как источник федеральных
и региональных бюджетов
Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций - социальной, оборонной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Как составная часть экономических отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества.
"Государство или, точнее сказать, правительство ничего не может делать для граждан, если граждане ничего не делают для государства", - отмечал основоположник российской финансовой науки Н.И. Тургенев в книге "Опыт теории налогов" (1818 г.). Но каковы пределы налогового бремени, которое можно было бы считать справедливым и предпринимателю, и гражданину? Н.И. Тургенев увязывал этот вопрос с образованностью народа: "Успехи образованности, по мере их благодетельного влияния на нравы и обычаи народов, действовали и на усовершенствование системы налогов... налоги начали быть распределяемы и собираемы с большею справедливостью и платимы с большей готовностью"1.
Первичные доходы образуются в сфере производства товаров и услуг и составляют стоимость созданного в стране валового внутреннего продукта (рыночная стоимость произведенных в стране товаров и услуг за вычетом промежуточного потребления материальных затрат). ВВП включает оплату труда и социальные отчисления, валовую прибыль и амортизационные отчисления, налоги на продукты (НДС, акцизы, налог с продаж) и импорт, другие налоги на производство (земельный налог, плата за природопользование, гербовый сбор и др.).
Оплата труда образует первичные доходы наемных работников, а валовая прибыль экономики составляет первичные доходы хозяйствующих субъектов. И наконец, государство формирует доходы как собственник природных ресурсов, регулятор национальной экономики и условий хозяйствования. Эти доходы аккумулируются в бюджетной системе и внебюджетных фондах - пенсионном, социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования.
Таким образом, на стадии производства товаров и услуг реализуется часть финансовых отношений, связанных с образованием первичных доходов участников общественного производства.
Другая часть финансовых отношении охватывает сферу распределения первичных доходов наемных работников и хозяйствующих субъектов. Определенная доля этих доходов в форме налоговых платежей и неналоговых отчислений аккумулируется в бюджетной системе, государственных внебюджетных фондах и финансовой системе общественных объединений. С первичных доходов наемных работников уплачивается подоходный налог (12% и более), производятся обязательные отчисления в Пенсионный фонд (1%) и членские взносы в фонд объединения профсоюзов (1%).
Валовая прибыль экономики представляет ту часть ВВП, которая остается у производителей товаров и услуг после вычета расходов по оплате труда наемных работников и чистых налогов на продукты, на производство и на импорт. Чистая прибыль экономики равняется валовой прибыли за вычетом потребления основного капитала (амортизации).
Консолидированный бюджет Российской Федерации - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Консолидированный бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает региональный бюджет, т. е. бюджет субъекта Российской Федерации, и местные бюджета.
Таблица 4
Структура консолидированного бюджета РФ 13
(в % к ВВП без учета недоимок)
Показатели 2000 2001 2002 2003 Доходы 27,6 25,4 27,5 24,5 В том числе:
- налоговые
23,0
21,5
23,0
20,3 Расходы 30,7 29,7 32,5 28,1 В том числе:
- на национальную оборону 3,1 2,9 3,1 2,1 - на социально-культурные мероприятия 8,1 8,6 10,5 8,9 - на промышленность, строительство, энергетику, сельское хозяйство и рыболовство 3,6 2,9 3,2 1,5 Дефицит 3,1 4,3 5,0 3,6 Государственный внешний долг (млрд долл. США) 121,6 120,4 127,6 142,8
Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов14.
Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.
Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.
Региональные бюджеты - центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.
В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.
Местные бюджеты - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
Часть федеральных налогов и один региональный (на имущество предприятий) имеют статус закрепленных доходных источников. Доходы по этим налогам полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены. Так, федеральный транспортный налог полностью был закреплен за бюджетом субъекта РФ. По трем федеральным налогам - гербовому сбору, государственной пошлине, налогу с наследуемого и передаваемого в дар имущества, - имеющим статус закрепленных доходных источников, все суммы поступлений зачисляются в местные бюджеты.
Другие федеральные налоги - НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц - являются регулирующими доходными источниками. Доходы по этим налогам используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов либо по ставкам (нормативам), утвержденным в законодательном порядке. Отчисления по регулирующим доходам зачисляются непосредственно в региональные бюджеты, а ставки (нормативы) отчислений определяются при утверждении федерального бюджета.
В свою очередь представительный орган субъекта РФ устанавливает ставки (нормативы) отчислений по регулирующим налоговым доходам в местные бюджеты при утверждении своего регионального бюджета.
Из налогов субъектов РФ один - налог на имущество юридических лиц - равными долями зачисляется в региональный и местные бюджеты, а другой - налог с продаж - соответственно в пропорции 40 и 60%. Остальные налоги распределяются в порядке, определяемом представительным органом власти субъекта РФ. И, наконец, поступления по местным налогам полностью аккумулируются в местных бюджетах. Три местных налога - на имущество физических лиц, земельный налог и регистрационный сбор за предпринимательскую деятельность - устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории. Ставки по ним определяются представительным органом субъекта РФ. Остальные местные налоги вводятся решениями органов местного самоуправления.
При распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета РФ. В структуре налоговых поступлений консолидированного бюджета РФ доля бюджетов субъектов РФ ежегодно увеличивалась: 2001 г. - 51,7%, 2002 г. - 53,9%, 2003 г. - 55,7%.
В структуре доходных источников бюджетов субъектов РФ федеральные регулирующие налоги занимают значительное место (табл. 5).
Таблица 5
Доля федеральных регулирующих налогов, поступающих в бюджеты субъектов РФ (% от общей суммы)15
Показатели 2002 2003 Налоговые доходы 53,9 55,7 В том числе:
- налог на прибыль
66,4
66,0 - налог на добавленную стоимость 29,3 29,6 - подоходный налог с физических лиц 91,0 97,7 - акцизы 15,2 18.5
В бюджетах городов и районов аккумулируются 66,5% налоговой массы консолидированного бюджета, остальные 33,5% - в областном бюджете. Ставки и нормативы отчислений от доходных источников дифференцированы в зависимости от обеспеченности бюджетов районов и городов. Например, ставка налога на прибыль предприятий варьируется от 1% в местный бюджет (21% - в областной) до 20% (2% - в областной), а норматив отчислений от НДС - в диапазоне от 0 до 25%.
Социальные отчисления, тарифы по которым привязаны к оплате труда, составляют в общей сложности 38,5% начисленной оплаты труда. При определении условно-совокупной налогоемкости получается, что с каждого рубля валового внутреннего продукта в пользу государства в 2002 г. изымалось 31,1 коп. (в том числе налоги - 21,7 коп. и социальные отчисления - 9,4 коп.), а в 2001 г. - 34,6 коп. (соответственно 23,2 и 11,4 коп.) без учета недоимок в бюджетную систему, которая составляла около 3 коп. (без задолженности по страховым взносам во внебюджетные фонды).
Сравним с показателями условно-совокупной налогоемкости ВВП по другим странам (1998 г.): Швеция - 54,9%; Дания - 53,3%; Нидерланды - 50,2%; Франция - 43,7%; Австрия - 40,8%; Германия - 39,3%; Великобритания - 41,7%; Италия - 37,5%; Канада - 36,2%; Япония - 36,1%; США - 34,0%; Турция - 21,8%.16
Выводы очевидны. Заметим лишь, что в Швеции, Дании, Нидерландах осуществляется широкомасштабная социальная политика, требующая аккумуляции у государства значительных средств.
В средствах массовой информации можно также найти примеры, сравнивающие российские ставки по тому или иному налогу с зарубежными: в Китае налог на прибыль 33%, во Франции и Дании - 34%, а в России - 35% (хотя в Германии - 50%, в Канаде - 43%, в США - более 39%, в Японии - 39,27%); НДС в Германии - 15%, Великобритании - 17,5%, во Франции - 18,6%, хотя в Швеции и Дании - 25%, а у нас - 20% (и 10% по социально значимым товарам).
Точно такая же картина и по отчислениям во внебюджетные социальные фонды, в частности в фонд содействия занятости населения (куда за рубежом, к слову, отчисляют взносы и наемные работники примерно в одинаковой с работодателями пропорции): в США - 6,2%, во Франции - 4,2%, в Канаде - 3,29%, в Швеции - 2,18% и в Японии - 0,9%, а в России - 1,5%.
Это сопоставление некорректно: во-первых, любой налог следует сравнивать не изолированно, а в контексте всей налоговой структуры и, во-вторых, учитывать экономическое положение страны, социальную политику государства, его военную доктрину и др. Скажем, на осуществление оборонительной доктрины Японии в бюджете предусматривается выделение не более 1% годового ВВП, в США - 3,5%. В Нидерландах военная служба отменена, а в Бельгии отказ от нее с марта 1995 г. позволил сэкономить бюджетные деньги на другие нужды.
2.3. Налоговые реформы в российской экономике
Первый этап налоговой реформы включал в себя принятие четырех глав второй части Налогового кодекса РФ - "Налог на доходы физических лиц", "Акцизы", "Налог на добавленную стоимость", "Единый социальный налог".
По налогу на доходы физических лиц (подоходному налогу) основным нововведением было установление единой ставки в размере 13%. При этом для отдельных видов доходов, таких, как: выигрыши в лотерею, выигрыши и призы, получаемые в конкурсах, играх и других рекламных мероприятиях, страховые выплаты по договорам добровольного страхования в случае, если такие выплаты превышают проиндексированную на инфляцию сумму внесенных страховых взносов (по договорам личного страхования) или размеры ущерба застрахованному имуществу (по договорам имущественного страхования), процентные доходы по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и 9% годовых суммы вклада в иностранной валюте, суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств ниже трех четвертей ставки ЦБ - установлена повышенная ставка в размере 35%.
В значительной степени уменьшено двойное налогообложение дивидендов путем зачета ранее уплаченных сумм налога на прибыль в счет обязательств по подоходному налогу17.
Существенно увеличен необлагаемый минимум (до 400 руб. в месяц до достижения доходом уровня 20 000 руб.), а также так называемый вычет на детей (до 300 руб. в месяц). Установлен ряд льгот социального характера. В частности, расходы на образование, свое или своего ребенка, в размере 25 000 руб. вычитаются из налогооблагаемой базы налогоплательщика. Аналогичный порядок установлен и для расходов на здравоохранение, за исключением расходов на дорогостоящие виды лечения по перечню, утверждаемому Правительством РФ, которые вычитаются из налогооблагаемой базы в размере фактически осуществленных расходов18.
Размер имущественного вычета при продаже недвижимости установлен на уровне 1 000 000 руб., при продаже прочих видов имущества -125 000 руб., при покупке или новом строительстве - на уровне 600 000 руб. При этом вся сумма доходов от продажи недвижимого имущества, принадлежавшего налогоплательщику в течение 5 лет, и прочего имущества - в течение 3 лет, вычитается из налогооблагаемых доходов в полном объеме.
Единый социальный налог заменил собой страховые взносы, взимавшиеся ранее в социальные государственные внебюджетные фонды. При этом ставка единого социального налога расщепляется на несколько частей: по ставке 28% (22,8% - для индивидуальных предпринимателей) налог зачисляется - в Пенсионный фонд, 0,2% и 3,4% - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, соответственно, 4% (индивидуальные предприниматели освобождены от уплаты данной части налога) - в Фонд социального страхования. Государственный фонд занятости консолидируется в федеральный бюджет.
Установлена регрессия социального налога со следующей шкалой: 35,6% - при уровне годового дохода на одного работника до 100 тыс. руб., 20% - при уровне дохода от 100 тыс. до 300 тыс. руб., 10% - при уровне дохода от 300 тыс. до 600 тыс. руб. и, наконец, 5% - (2% - с 1 января 2003 г.) для доходов свыше 600 тыс. руб. При этом возможность применения регрессии обусловлена определенным размером средней заработной платы на предприятии при соответствующем количестве работников. Налоговая база, равно как и перечень не подлежащих налогообложению социальным налогом доходов, приведены в соответствие с налоговой базой налога на доходы физических лиц.
При принятии 2-й части Налогового кодекса был решен целый ряд важных проблем функционирования НДС. В число налогоплательщиков включены индивидуальные предприниматели. За счет сокращения перечня услуг, освобождаемых от уплаты НДС, расширена налоговая база. В целях снижения затрат на налоговое администрирование предусмотрена возможность выхода из режима плательщика НДС при том условии, что величина выручки за квартал не превышает 1 млн руб. С 1 июля 2001 г. предусмотрен переход от взимания налога по принципу страны происхождения к принципу страны назначения во взаимоотношениях со странами СНГ. Налоговым кодексом для налогоплательщика была предусмотрена возможность выбора учетной политики между кассовым методом определения момента возникновения налоговых обязательств и соответствующим общепринятым в международной практике нормам методом начислений.
По акцизам, помимо индексации ставок на алкогольную продукцию, было принято решение разделить уплату акцизов на алкогольную продукцию между ее производителями и организациями, занимающимися ее оптовой реализацией, при введении с 1 июня 2001 г. режима акцизного склада. Введены акцизы на дизельное топливо и моторные масла, а ставки акциза на бензин повышены по сравнению с существующими в среднем приблизительно в три раза в рамках компенсации отмены налога на реализацию ГСМ и снижения ставки налога на пользователей автомобильных дорог, взимаемого с оборота предприятий. Если в настоящее время ставки акцизов на легковые автомобили установлены в зависимости от объема двигателя, то согласно соответствующей главе НК - в зависимости от мощности двигателя.
Кроме того, законом о введении в действие второй части Налогового кодекса РФ было установлено, что окончательная отмена налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев автотранспортных средств произойдет с 1 января 2003 г., был несколько расширен список изначально предполагавшихся к принятию освобождений от уплаты НДС, хотя в то же время срок действия иных освобождений был ограничен, а с 1 января 2002 г. переход на определение объема реализации товаров (работ, услуг) в целях налогообложения по выставлению счетов-фактур (по методу начислений) может быть осуществлено по выбору налогоплательщика. При этом следует отметить некоторое искажение смысла метода начислений: в соответствии с принятыми изменениями налогоплательщики, избравшие в качестве учетной политики метод начислений, имеют право определять лишь момент возникновения налоговых обязательств по данному налогу, в то время как право на вычет, как и ранее, возникает лишь после подтверждения фактической уплаты входящего налога в составе цены приобретения.
При принятии в 2000 г. второй части Налогового кодекса был решен целый ряд важных проблем функционирования системы налога на добавленную стоимость. Так, в число плательщиков НДС были включены индивидуальные предприниматели, а также для налогоплательщиков была предусмотрена возможность выхода из режима плательщика налога на добавленную стоимости в случае, если выручка от реализации товаров (работ, услуг) составляет менее 1 млн руб. за квартал, что позволило снизить как издержки на налоговое администрирование для налоговых органов, так и издержки, связанные с исполнением налогового законодательства, для налогоплательщиков.
За счет сокращения перечня услуг, освобождаемых от уплаты НДС, по сравнению с положениями ранее действовавшего закона "О налоге на добавленную стоимость в Российской Федерации" расширена налоговая база. С 1 июля 2001 г. был осуществлен переход от взимания налога по принципу страны происхождения к принципу страны назначения во взаимоотношениях со странами - участниками СНГ19.
Налоговым кодексом для налогоплательщика была предусмотрена возможность выбора учетной политики между кассовым методом определения момента возникновения налоговых обязательств и методом начислений (однако следует отметить, что метод начислений, возможность использования которого налогоплательщиками в настоящее время предоставляется Налоговым кодексом, не в полной мере соответствует нормам, общепринятым в мировой практике, так как при использовании этого метода предоставление налоговых вычетов производится аналогично кассовому методу - только при оплате полученных товаров (работ, услуг)).
В 2001 г. был одобрен ряд изменений и дополнений в начавшую действовать с 1 января 2001 г. главу 21 Налогового кодекса "Налог на добавленную стоимость", наиболее существенным и важным из них следует считать принятие положений, в соответствии с которыми изменился порядок налогообложения периодических печатных изданий, книжной продукции и изделий медицинского назначения. Федеральным законом от 28 декабря 2001 г. № 179-ФЗ внесены изменения и дополнения в ст. 149 и 164 НК РФ, касающиеся введения НДС по ставке 10% в отношении лекарственных средств (включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления), изделий медицинского назначения, а также периодических печатных изданий (за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера).
Необходимость рассмотрения и принятия данного изменения была обусловлена тем обстоятельством, что в 2001 г. реализация книжной продукции и продукции средств массовой информации была освобождена от обложения налогом на добавленную стоимость, однако в соответствии с нормами действовавшего законодательства такое освобождение прекращалось, начиная с 1 января 2002 г. С 1 января 2002 г. также вступила в действие норма Налогового кодекса, в соответствии с которой от налогообложения освобождалась лишь реализация важнейших и жизненно необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения, в то время как действовавшие в течение 2001 г. нормы старого закона "О налоге на добавленную стоимость в Российской Федерации" предусматривали освобождения от налогообложения всех без исключения лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Действительно, отмена налоговых освобождений с 1 января 2002 г. привела к некоторому росту цен на печатную продукцию, а также на медикаменты (по данным Госкомстата РФ рост цен на печатную продукцию и медикаменты в январе 2002 г. составил около 5%, в то время как ежемесячный рост цен на данные товары в конце 2001 г. не превышал 0,5-0,5%). Однако в тех областях, где такой рост цен может оказаться наиболее чувствительным (в частности, в отношении учебной литературы для средних школ), нам представляется целесообразной прямая компенсация повышенных затрат потребителям такой литературы - школам, библиотекам и т.д. Таким образом, с помощью относительно невысоких бюджетных затрат (с учетом роста налоговых доходов бюджетной системы вследствие снятия налоговых освобождений) можно будет добиться, во-первых, целевой поддержки низкодоходных слоев населения, а во-вторых, снижения издержек на администрирование НДС вследствие включения печатной продукции в общий режим налогообложения.
Также необходимо указать на то, что принятие данного законопроекта создало необходимость возмещения налогоплательщикам за счет средств федерального бюджета отрицательной разницы между суммой налога, взимаемой с покупателей продукции, облагаемой по ставке 10%, и суммой налога, уплаченной поставщикам материальных ресурсов, облагаемых по ставке 20%.
Письмом ГТК РФ от 26 декабря 2001 г. № 01-06/51165 разъясняется порядок взимания с 1 января 2002 г. НДС при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации отдельных категорий товаров. С 1 января 2002 г. не применяются при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации льготы в отношении следующих товаров:
лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники, а также сырья и комплектующих изделий для их производства;
сырья, материалов и оборудования, закупаемых предприятиями народных художественных промыслов для производства изделий народных художественных промыслов
технологического оборудования (комплектующих и запасных частей), аналоги которого не производятся в Российской Федерации;
продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.
К числу основных проблем акцизного налогообложения, существовавших до начала налоговой реформы и принятия главы 22 Налогового кодекса, можно отнести необходимость в условиях инфляции пересмотра специфических ставок акцизов для сохранения уровня налоговых поступлений в реальном выражении, невыгодные для России принципы территориальности при уплате акциза с подакцизных товаров при торговле со странами СНГ, отсутствие эффективного контроля за производством и реализацией подакцизных товаров, в особенности, алкогольной и табачной продукции20.
Первый этап налоговой реформы включал в себя принятие четырех глав второй части Налогового кодекса, в том числе главы 22 "Акцизы". Основные изменения по отношению к действовавшему законодательству заключались в следующем.
В Налоговом кодексе в связи с отменой налога на реализацию ГСМ и снижением до 1% налога на пользователей автодорог были дополнительно введены акцизы на дизельное топливо и автомобильные масла и приблизительно в три раза увеличены акцизы на автомобильный бензин по сравнению со ставками, действовавшими в 2000 г. Помимо индексации ставок на алкогольную продукцию было принято решение разделить уплату акцизов на алкогольную продукцию между ее производителями и организациями, занимающимися ее оптовой реализацией, при введении с 1 июня 2001 г. режима акцизного склада. Если в 2000 г. ставки акцизов на легковые автомобили были установлены в зависимости от объема двигателя, то по Налоговому кодексу - в зависимости от мощности двигателя. До 2002 г. сохранена нулевая ставка для организаций, реализующих в Республику Беларусь природный газ, добываемый на территории РФ.
Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 118-ФЗ были внесены изменения и дополнения в главу 22. Согласно положениям этого закона, к природному газу в целях применения акцизов приравнен отбензиненный сухой газ и нефтяной (попутный) газ после их обработки или переработки. Внесены изменения в отдельные ставки акцизов. Нефть и стабильный газовый конденсат исключаются из списка подакцизного минерального сырья с 1 января 2002 г. (п/п. 1 и 5 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 126-ФЗ). Передача продукции в целях применения акцизов рассматривается как реализация.
Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 126-ФЗ было уточнено положение об определении налоговой базы при реализации (передаче) природного газа на внутреннем рынке. База определяется как стоимость реализованного (переданного) транспортируемого природного газа, исчисленная исходя из применяемых цен, но не ниже установленных при государственном регулировании, с учетом предоставленных в установленном порядке скидок, за вычетом налога на добавленную стоимость. При оплате услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям стоимость этих услуг и сумма тарифов не включаются в налоговую базу.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 915 установлены ставки авансового платежа, уплачиваемого при покупке региональных специальных марок по подакцизным товарам:
на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 25% включительно - 0,3 руб. за 1 марку;
на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% - 0,8 руб. за 1 марку.
Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. № 863 внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 27.12.2000 г. № 1023, касающиеся правил изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции. Маркировке региональными специальными марками подлежит алкогольная продукция (кроме импортной и пива) с объемной долей этилового спирта свыше 9%, реализуемая с акцизных складов организаций. На такую алкогольную продукцию должна быть нанесена марка того субъекта Российской Федерации, на территории которого она будет реализована через розничную сеть или сеть общественное питания (исключение составляют отдельные субъекты РФ, относящиеся к территориям Крайнего Севера, где допускается продажа продукции, маркированной специальными марками других субъектов Российской Федерации).
В ходе реформирования акцизного налогообложения в целом были приняты предлагавшиеся положения, касавшиеся, в частности, установления принципа страны назначения при уплате акцизов в торговле со странами СНГ, были проиндексированы ставки акцизов. В то же время переход к полной уплате акцизов на алкогольную и табачную продукцию с помощью акцизных марок был отвергнут в ходе рассмотрения главы "Акцизы" в Государственной Думе под давлением лобби производителей алкогольной продукции.
Следует отметить, что установление акцизных складов явилось своеобразной реакцией на разделение уплаты акциза на алкогольную продукцию между производителями и оптовыми продавцами и было призвано гарантировать полную уплату акциза. В перспективе перевод уплаты этого вида акциза на розничное звено ввиду невозможности администрирования налога не предполагается. В этой связи положение о режиме акцизного склада будет сохранено.
В рамках продолжения налоговой реформы в 2002 г. было принято решение об установлении смешанной ставки акциза на табачные изделия, что обуславливает необходимость организации контроля за формированием стоимости, к которой будет применяться адвалорная часть акциза. В качестве одной из возможных альтернатив является установление контролируемых цен на эту продукцию - при регулярной индексации цен или при превышении ИПЦ определенных параметров.
Следует отметить, что существенный рост поступлений акцизов в реальном выражении на 48% произошел в основном за счет введения новых акцизов (на дизельное топливо и моторные масла) и увеличения акцизов на бензин (примерно в три раза). В совокупности эти меры привели к увеличению поступлений акцизов в 2001 г. по сравнению с 2000 г. более чем на 0,25 п.п. в долях ВВП.
Изменения в порядке взимания акцизов на алкоголь (введение акцизных складов с 1 июля 2001 г.) незначительно повлияли на уровень поступлений акцизов на алкогольную продукцию в долях ВВП.
Анализ задолженности по акцизам (Приложение 1) свидетельствует о сокращении реального накопленного ее объема в 2004 г. на более чем 12%. При этом прирост задолженности в 2004 г. составил в номинальном выражении всего 0,95 млрд руб., или 0,01% ВВП. При этом в общей структуре задолженности недоимка по налогу сократилась в реальном выражении на 40%, а отрицательный прирост в 2004 г. составил 0,04% ВВП.
В структуре задолженности по видам акцизов наибольшее сокращение претерпел акциз на нефть - в реальном выражении более чем на 55%. При этом реальный объем недоимки по нему сократился почти в 20 раз, что соответствует отрицательному приросту равному 0,02% ВВП. В то же время отсроченные платежи по данному виду акциза выросли в реальном выражении в 5 раз21.
Итак, акцизы являются важным источником налоговых поступлений в переходный период. Доля доходов, полученных от акцизов, наиболее высока на самом первом этапе переходного периода, благодаря относительной легкости их сбора и четкому определению налоговой базы. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению к личным доходам, и поэтому бюджетные доходы стабильны даже в первоначальных экономических циклах, которые могут возникнуть в переходный период. Следует также отметить, что относительная неэластичность акцизов по отношению к доходам вызовет падение относительной важности акцизных доходов с началом экономического роста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоги - один из главных элементов рыночной экономики. Они выступают главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития.
В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.
Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.
Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.
И все же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство - не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Аукуционек С., Батяева А. Какие налоговые реформы выгодны государству? // Вопросы экономики, 2001. № 9.
Бабич А.М.; Павлова Л.Н.. Государственные и муниципальные финансы М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.
Баткибеков С. Реформирование акцизного налогообложения / Проблемы налоговой системы России: теория, опыт, реформа / Под ред. М. Алексеева, С. Синельникова // Серия "Научные труды ИЭПП", № 19Р. М., ИЭПП, 2000.
Бродский Г.М. Право и экономика налогообложения. СПб.: Изд-во СПб университета, 2000.
Бюджетная система России. Учебник. / Под ред. M.B. Романовского. - М.: Юрайт, 1999.
Бюджетная система РФ: учебник / под ред. Романовского М. В. - М.: Юрайт, 2000.
Налоговый кодекс РФ (с изм. и доп.).
Официальный сайт Министерства по налогам и сборам РФ // www.nalog.ru.
Пансков В. Г. О некоторых проблемах налогового законодательства // Налоговый вестник - 2001. №4 - С. 22-27.
Пансков В. Г. Организационные вопросы Налоговой реформы // Финансы - 2000. №1 - С. 33-37.
Перов А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. М.: ЮРАЙТ, 2002.
Российский статистический ежегодник. - М.: Госкомстат России, 2004.
Саакян Р.А., Ананьева Г.И. О некоторых аспектах налоговой нагрузки экономики и прогнозе поступления налогов в 2000 году. // Налоговый вестник. 2000. №4. С. 4-7.
Сидорова Н.И. Влияние налоговой реформы России на развитие основных отраслей экономики и предпринимательства. //Экономическая наука современной России . 2002. №4. С. 98-111.
Синельников С., Анисимова Л., Баткибеков С., Медоев В., Резников К., Шкребела Е. Проблемы налоговой системы России: анализ ситуации и перспективы развития. М., 1998.
Сомоев Р.Г Общая теория налогов и налогообложения: Учебное пособие. - М.: Прибор, 2000
Черник Д. Очередной этап налоговой реформы // Налоги - 2001г. - №8 - С. 4-6.
Черник Д.М. Налоги и налогообложение. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001.
Приложение 1
Рост реальной задолженности по акцизам в 2004 г. по отношению к 2003 г. в % и прирост задолженности в 2003 г. в % ВВП
Рост реальной накопленной задолженности Прирост задолженности Задолженность в консолидированный бюджет Недоимка Отсроченные платежи Задолженность в консолидированный бюджет Недоимка Отсроченные платежи Всего по акцизам 87,3 61,5 89,9 0,011 -0,043 0,008 Акциз на этиловый спирт-сырец из пищевого сырья, спирт этиловый из пищевого сырья и спирт пищевой 78,6 38,4 120,5 -0,002 -0,012 0,004 Акциз на водку, ликеро-водочные изделия 91,4 50,4 105,0 0,008 -0,027 0,005 Акциз на коньяк, шампанское (вино игристое), вино натуральное 86,7 46,4 107,3 0,00 -0,003 0,001 Акциз на табачные изделия 265,5 231,5 112,4 0,003 0,002 0,000 Акциз на бензин автомобильный 88,5 58,6 100,7 0,001 -0,004 0,002 Акциз на легковые автомобили и мотоциклы 76,5 25,7 82,7 -0,002 -0,002 0,000 Акциз на природный газ 92,6 166,8 67,0 0,007 0,019 -0,011 Акциз на нефть и стабилизированный газовый конденсат 43,3 4,7 484,2 -0,012 -0,021 0,008 Акциз на дизельное топливо - - - - - - Акциз на моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - - - - - -
1 К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., 2-е изд., том 21, стр.171. 2 Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник. - М.: Бек, 2001. С.10. 3 Черник Д.М. Налоги и налогообложение. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 38. 4 Перов А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. М.: ЮРАЙТ, 2002. С. 43. 5 Черник Д.М. Налоги и налогообложение. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 36. 6 Черник Д.М. Налоги и налогообложение. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 37. 7 Аукуционек С., Батяева А. Какие налоговые реформы выгодны государству? // Вопросы экономики, 2001. № 9. С. 56. 8 Сидорова Н.И. Влияние налоговой реформы России на развитие основных отраслей экономики и предпринимательства. //Экономическая наука современной России . 2002. №4. С. 102. 9 Источник: Российский статистический ежегодник. - М.: Госкомстат России, 2004. С. 34-35, 524-525, 533-534. 10 Саакян Р.А., Ананьева Г.И. О некоторых аспектах налоговой нагрузки экономики и прогнозе поступления налогов в 2000 году. // Налоговый вестник. 2000. №4. С. 4-7. 11 Источник. Российский статистический ежегодник. - М.: Госкомстат России, 2001. С. 529, 533. 12 Пансков В. Г. Организационные вопросы Налоговой реформы // Финансы - 2000. №1 - С. 35. 1 Тургенев Н.И. Опыт теории налогов 3-е изд. - М.: Госсоцэкономиздат, 1937. С. 9-10. 13 Российский статистический ежегодник. - М.: Госкомстат России, 2004. С. 254. 14 Бюджетная система России. Учебник. / Под ред. M.B. Романовского. - М.: Юрайт, 1999. С. 52. 15 Российский статистический ежегодник. - М.: Госкомстат России, 2004. С. 140-142. 16 Пансков В.Г. Налоговая система зарубежных стран. - М.: Издательское объединение "КОНИТИ", 1997. С. 120. 17 Пансков В. Г. Организационные вопросы Налоговой реформы // Финансы - 2000. №1 - С. 36. 18 Налоговая реформа в России: анализ первых результатов и перспективы развития. / Авторский коллектив: С.Баткибеков, Ю.Бобылев, П.Кадочников и др. - М.: ИЭПП, 2003. С. 43. 19 Налоговая реформа в России: анализ первых результатов и перспективы развития. / Авторский коллектив: С.Баткибеков, Ю.Бобылев, П.Кадочников и др. - М.: ИЭПП, 2003. С. 74. 20 Баткибеков С. Реформирование акцизного налогообложения / Проблемы налоговой системы России: теория, опыт, реформа / Под ред. М. Алексеева, С. Синельникова // Серия "Научные труды ИЭПП", № 19Р. М., ИЭПП, 2000. С. 11. 21 Черник Д. Очередной этап налоговой реформы. // Налоги - 2001г. - №8 - С. 4-6. 2

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Опыт зарубежного природопользования
 Правовые аспекты приобретения туристического продукта
Ваши отзывы
Здравствуйте, сегодня получил за реферат пятерку. Отлично! Правда сначала были определенные опасения, т.к. один раз обжегся на другом сайте. Но вы не подвели! Спасибо!
Леонид

Copyright © www.refbank.ru 2005-2018
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат www.refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.